Почему одни школьники нападают на других с ножом и топором

Школы захлестнуло насилие. С середины января поступают сообщения о нападениях детей на детей – с топором, ножом, пистолетом. География – от Симферополя до Улан-Удэ. Пострадавших –  больше двух десятков. ЧП обсуждают политики, психологи, правоохранители, журналисты.  «Город 812» решил спросить самих детей: что они думают об этих нападениях и можно ли от них защититься?

Хроника насилия за январь 2018-го:

15.01 в школе Перми двое 16-летних подростков напали с ножами на учительницу и ее учеников. Пострадали 15 человек.

17.01 в школе Сосновского района Челябинской области школьник ранил ножом одноклассника.

18.01 в Москве одиннадцатиклассник пытался пронести в школу ножи и бутылку с бензином. Его остановил охранник.

18.01 в Симферопольской гимназии семиклассник ранил пятиклассника из пневматического пистолета.

19.01 подросток с топором и коктейлем Молотова совершил нападение на школу в поселке Сосновый Бор г. Улан-Удэ в     Бурятии. Пострадали 4 человека.

 

В опросе «Города 812» участвовали мальчики и девочки от 10 до 17 лет – ученики петербургских школ. Поначалу у нас были опасения:  как бы «не ранить детскую психику» разговорами о насилии. Но оказалось, что ученики даже в начальной школе в курсе кровавых событий последних дней. Правда, в отличие от взрослых, школьники не придают им почти никакого значения и не обсуждают между собой. Младшие дети испытывают больше страха и допускают, что что-то подобное может случиться в их школе. Поэтому они  поддерживают введение более строгих мер контроля – в реальной жизни и в соцсетях.

Старшие подростки уверены, что в их окружении подобные ЧП вряд ли возможны, и ничего не боятся. Они  выступают против надзора в соцсетях, считая его бессмысленным.

Почему происходит насилие и почему оно продолжается? Практически все дети считают, что преступления, совершенные в разных частях страны, могут быть связаны между собой – через соцсети. Так ведь уже было, говорят они. Был во «ВКонтакте» «Синий кит» и группы смерти. А теперь, возможно, есть группы убийц.

Кстати,  в соцсетях есть группы, посвященные расстрелам в американских школах.  У них – тысячи поклонников и подписчиков, но по большей части – не из России. Впрочем, эти группы набирают популярность и в нашей стране, несмотря на борьбу с ними правоохранительных органов.

Приводим ответы некоторых детей, согласившихся общаться на условиях анонимности. Поэтому имена изменены. Свое видение ситуации также прокомментировали эксперты.

 

А если учитель придет в школу с топором?

 Вася,  3-й класс

– Я узнал про нападения из разных групп, в «Палате № 6» (группа во «ВКонтакте»), например, писали.

– Боишься, что такое может произойти в твоей школе?

– Чисто теоретически, такое может быть. Но не хотелось бы.

– Можно защититься как-нибудь?

– Нужно всякие рамочки ставить – металлоискатели и другую мурню.  Например, хрень, которая просвечивает, как в метро. И досматривать всех: останавливать и по очереди проверять.

– Нужно ли ради безопасности читать, что пишут дети в соцсетях?

– Не очень бы хотелось, чтобы они это делали.  Ну, там же личная всякая хрень. А если учитель  придет с топором? Пусть тогда вообще всех читают, а  не только детей.

– Почему происходит насилие в школах? Связаны, на твой взгляд, все эти случаи?

– Это делали какие-то придурки, которых надо в психушку. Возможно, что они связаны. Какая-то группа в соцсетях есть закрытая.

 

Дети переиграли в КС ГО

 Саша,  5 класс

–  Боишься, что такое может произойти в твоей школе?

–  Боимся. До этого думали, что такое почти невозможно. Не хочется ходить из класса в класс (имеется в виду, из одного помещения в другое. – Ред.).

– Можно ли защититься?

– Ну… нож он бросать не будет. А чтобы зарезать, ему надо подойти, а ты можешь кинуть в него чем-нибудь – хоть стулом, хоть портфелем. Возможно, он не будет этого ожидать.

– Почему эти случаи произошли?

– Дети переиграли в КС ГО (компьютерная игра. – Ред.), всякие стреляки-войнушки. Наверное, играли за террористов и решили, что если кинуть гранату, то все возродятся.

– Популярны ли страницы в соцсетях про расстрелы в американских школах?

– Нет. Ни у кого нет.

Надо ли властям читать детские чаты и соцсети?

– Надо! Большинство детей начинают писать всякие запрещенные маты, угрозы «я убью тебя» и так далее. Они начинают думать, что это нормально, и потом переводят это в реальность, доходят до убийств.

 

Может, что-то с соснами не так

Светлана, 10 класс

– Лично я не боюсь стать жертвой нападения, потому что вероятность очень низкая. В России много школ,  а ЧП случились всего в нескольких. Вообще, у нас в школе нет таких агрессивных  личностей. Даже если мы ругаем учителей и наши мальчики-хулиганы им хамят, то все равно в душе они  их уважают и понимают, что неправы.  Чтобы совершить такое – бросаться с ножом или с топором, – нужно быть изгоем, иметь какие-то психические проблемы и вообще всех ненавидеть.

– Популярны ли в соцсетях страницы про расстрелы в американских школах?

– Нет, не попадались вообще.

– Почему происходит насилие в школах?

– Просто какая-то агрессия, и все. Вот раньше был «Синий кит» (группы, призывающие подростков к самоубийству. – Ред.). Мы могли наблюдать китов в соцсетях, в разговорах обсуждали.  С «Синим китом» было ясно – что они делают и зачем. А эти нападения случились, вроде бы, сами по себе. К «Синему киту» мог присоединиться любой, а у этих – мотивы непонятные и нет массовости… Хотя половина случаев произошли в сосновом бору (в поселке Сосновый Бор г. Улан-Удэ, и в Сосновском р-не Челябинской области. – Ред.). Может, что-то с соснами не так? Или подростки были знакомы через похожие названия.

Нужно ли взрослым контролировать, что пишут дети в соцсетях?

– Это бессмысленно. Если я пишу что-то на стену или в незаприваченную (незакрытую. – Ред.) группу, я не буду писать ничего, что может против меня сыграть. А если речь про переписки-лс (личные сообщения. – Ред.), то получается, что вертели власти  нашу Конституцию. Разве это законно?

 

С cиними китами было понятнее

 Кирилл, 11 класс

– Я не особо боюсь. Как защититься, не знаю. Поскольку если такое случится, то случится внезапно. Из-за чего происходит? Может быть, эти подростки не могли реализовать себя, найти свое место… Многие же потом пытались покончить самоубийством. Возможно, это какой-то показательный акт?  Возможно, есть какие-то группы, паблики – наподобие групп смертников. Не знаю, как это организуется, но понятно, что таких случаев меньше, чем самоубийств  с Синими китами, поскольку такое сложнее провернуть и меньше людей, готовых на такое пойти. Возможно, кто-то решился на этот шаг, потому что услышал в новостях или прочитал, что так уже было.

– Нужно ли жестче контролировать соцсети?

– По-моему, и так понятно, что любые переписки в соцсетях могут быть прочитаны и все сведения где-то хранятся.  Я не боюсь, что их будут читать, но не думаю, что это поможет разрешить проблему.

 

В группе риска – подростки определенного склада

Анна Алексеева, психолог ЦВЛ «Детская психиатрия» им. С.С. Мнухина:

– Я не думаю, что между преступлениями в разных городах есть связь. Хотя воздействие СМИ, соцсетей на детей колоссальное и возможность подготовки подобных преступлений через соцсети существует. В обязанности многих кризисных психологов входит мониторинг и выявление социально опасных сайтов и групп. При их обнаружении психолог обязан заявить в правоохранительные органы.

Предупредить ЧП могли бы школьные психологи, но они есть не везде. Как правило, подобные преступления не совершаются с нуля – не может ребенок ни с того ни с сего прийти с топором! Конфликт развивается постепенно, на глазах у одноклассников и учителей. Своевременное информирование, подключение психолога – и нападение можно было бы предотвратить.

Не нужно скрывать от детей эти ЧП. Наоборот, необходимо грамотное обсуждение с психологами, педагогами, сотрудниками правоохранительных органов. Важно, чтобы школьники осознали, насколько это опасно, чтобы были внимательнее друг к другу и делились со взрослыми.

 

Трагедий будет еще больше 

Священник РПЦ Георгий Кочетков, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института:

– Люди разучились жить друг с другом. Их не объединяют никакие культурные и нравственные основы. В результате нарастает агрессия по отношению к внешнему миру, особенно среди подростков, которые переживают болезни роста и не умеют противостоять злу. Нужно помогать детям, воспитывая в них ответственность за свою жизнь, за жизнь своих друзей, семьи, народа, страны и даже церкви. С решением этих вопросов всем нам надо очень спешить, иначе трагедий будет еще больше.

Елена Роткевич