Право на небо. Владельцев даже самых легких беспилотников заставят регистрироваться

Утверждены новые правила использования беспилотных воздушных судов (БВС).  Теперь придется регистрировать даже летающие игрушки весом от 250 граммов.  В дальнейшем владельцев беспилотных устройств обяжут и права получать –  почти такие же, как у автомобилистов.

 

Много-много бумаг

Правила учета беспилотных воздушных судов  утверждены постановлением Правительства России от 25.05.2019 № 658.

Согласно Воздушному кодексу, БВС – это «воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна». Таким образом, новые правила  касаются всех  беспилотников, включая игрушечные вертолеты, чья «максимальная взлетная масса составляет от 0,25 кг до 30 кг». Документ вступит в силу осенью — 27 сентября 2019 года.

Порядок регистрации дрона во многом схож с регистрацией  автомобиля. В течение 10 дней после приобретения (ввоза в Россию) владелец должен подать заявление в Росавиацию, к которому приложить много-много документов о себе и своем дроне.  Вот неполный перечень бумаг:

— технические характеристики летательного аппарата,

— его название, идентификационный номер,

— количество и тип двигателей,

— фото,

— свои СНИЛС, паспорт, прописку, телефон и т.д.

Росавиация внесет владельца и его дрон в базу и выдаст (присвоит) аппарату учетный номер.

Если кто захочет свой дрон продать или подарить, то старому и новому собственникам придется совместно обращаться в Росавиацию с заявлением о смене владельца.

 

Как получить права на дрон

По мнению замгендиректора ФГУП «Госкорпорация по Организации воздушного движения в Российской Федерации» Никиты Данилова, в России нужно вводить авиационное образование и выдачу прав на управление беспилотников. Потому что использование дронов таит много рисков с точки зрения безопасности полетов.

— Мы прогнозируем к 2020 году почти 16-кратный рост количества беспилотников в России, по сравнению с тем, что было пять лет назад.  Если человек поднимает в воздух дрон, он должен понимать, что любой летательный аппарат тяжелее 250 граммов может нанести серьезный вред. Необходимо создание  культурной среды авиационно-образованных пользователей воздушного пространства. Авиационное образование минимального  уровня должно стать обязательным для всех владельцев дронов, —  уверен топ-менеджер госкорпорации Данилов.

По его словам, обучение и сдача экзамена на получение «водительских» прав на беспилотник будут проходить онлайн.

— Мы используем удаленную верификацию пользователей и новейшие технологии. Наше цифровое обучение сможет охватить все категории обучающихся. Контент будет сделан на доступном уровне — так, чтобы основы аэронавигации мог понять любой, — обещает он.

Летающие модели тоже попадают под новые правила

Единое окно в смартфоне

В России  дроны сегодня наиболее востребованы в сферах производства рекламы и видео, а также в сельском хозяйстве. Мировая тенденция  — увеличение частоты  использования беспилотников в логистике. Чтобы не отстать от глобального рынка,  в госкорпорации по Организации воздушного движения считают,  что в России нужно ускорить и упростить оформление документов на дроны и согласование полетов.  Для этого компания уже начала создание сервиса «единое окно», где можно будет быстро и удобно поставить беспилотник на учет, получить метеосводку, аэронавигационную информацию и т.п.

— Концепция уже готова, находится на рассмотрении в Минтрансе. Стартовать планируем в этом году. Сервис позволит сократить время регистрации БВС до двух часов, ускорить обработку плана полетов до пяти минут, — объясняет Данилов.

В госкорпорации обещают сделать мобильное приложение, с помощью которого выполнять все формальности, касающиеся беспилотников, станет  еще удобнее.

 

Проблемы в психике

Беспилотные автомобили  уже начали ездить по отечественным дорогам — пока в режиме эксперимента. Эксперимент показал, что проблемы беспилотников – не в технике, а в отсутствии нормативных документов и в человеческой  психике.  Оказалось, в  XXI веке люди пугаются машин без водителей так же, как крестьяне в XIX веке боялись самодвижущихся повозок. Вот две истории на тему.

С осени прошлого года беспилотные «Яндекс такси»  в тестовом режиме возили пассажиров по территории иннограда Сколково. Тестированию помешала Генпрокуратура. Как рассказал на Петербургском экономическом форуме представитель фонда «Сколково», в прокуратуру обратился один из жителей города с заявлением, что  беспилотные такси опасны для детей.

Другая история — от гендиректора ГК «Национальные телематические системы» Алексея Нащекина. Компании пришлось приделать к беспилотнику совершенно ненужную кабину.

— Мы создали беспилотник нового поколения —  автономную электрическую грузовую платформу. Начали тестировать ее в Татарстане. Но людям платформа показалась настолько угрожающей, что пришлось для вида оснастить ее кабиной, — рассказал он.

К концу 2020 года беспилотным автомобилям разрешат ездить по скоростной трассе М-11 «Москва – Петербург» на участке в Новгородской области.  Следующим тестовым станет участок на перегоне  «Москва — Нижний Новгород – Казань». Затем эксперимент расширят еще на десять регионов, включая Петербург.

 

Минтранс не хочет нагонять «страх и ужас»

По словам замминистра транспорта РФ Алексея Семенова, для развития беспилотного транспорта в России не хватает  нормативного обеспечения и инфраструктуры.

— Не хочу нагонять страх и ужас, но  вопрос безопасности и кибербезопасности – самый главный.  Есть основания рассматривать беспилотник как авиационное средство поражения. Поэтому выпускать беспилотники надо очень и очень осторожно, —  полагает замминистра.

По мнению экс-главы комитета Госдумы по транспорту, а ныне президента ГК «Дело» Сергея Шишкарева, чтобы беспилотники начали массово возить пассажиров,  интеллект самих пассажиров  «с точки зрения поведенческой культуры» сначала должен подрасти.

Елена Роткевич