Школьный планшет от Ростеха просто не может понравиться детям

Этой осенью «Ростех» запустил проект, в рамках которого школам Свердловской области предстоит освоить новые планшеты – они должны заменить бумажные учебники. Но рано спешить с патриотическими аплодисментами. Детям он просто не может понравиться.

Начнем с того, что портал znak.com провел расследование и обнаружил: отечественный планшет на самом деле не совсем отечественный. «Знак» утверждает, что «Ростех» выдал за свое американское устройство 5-летней давности, заменив логотип зарубежного бренда на обратной стороне устройства. «Ростех», правда, в свою очередь, обвинил «Знак» в клевете. И заявил, что права на планшеты «enTourage eDGE» были давно официально приобретены .

Но проблема не сводится к вопросу о том, был плагиат или не было. Важно понять, нужен ли российским школьникам именно этот вариант единого электронного учебника?

Преимущества планшета по сравнению с традиционными учебниками вроде бы очевидны.

Во-первых, небольшой вес. У ученика младших классов в день четыре-пять уроков, по каждому требуется учебник, тетрадь, дополнительные материалы. Все это делает рюкзак тяжелым. А планшет  в идеале весит не больше одной книги.

Во-вторых, все материалы рядом. В-третьих, школьная библиотека освободит место для нормальных книг (в моей школе художественных книг вовсе не было — все полки были заняты учебниками).

В-четвертых, переход на планшеты будет означать движение школы в ногу со временем.

В-пятых, экология: сколько деревьев мы сбережем, отказавшись от бумажных учебников.

Но все эти преимущества актуальны при одном условии – детям должно нравиться пользоваться планшетами.

А что мы имеем в  случае планшета «Ростеха»?

По факту перед нами – американский планшет 2012 года. Пять лет в сфере технологий – это больше, чем пятьдесят лет развития в сфере образования. Гаджеты 2012 года сегодня катастрофически стары. Их операционная система (ОС) — Android 2.2.1 — устарела. А для новой ОС нужна большая производительность, которую enTourage eDGe себе позволить не может. В итоге, планшеты будут медлить и раздражать так, что детым покажется проще открыть учебник с привычными страницами. «Вы подождите немного, он долго грузится, минуты три», — говорит учительница одной из екатеринбургских школ журналисту «Знака».

Для подростков важен внешний вид устройства. «Зачем? — удивятся родители, — это же рабочий инструмент!» А дети с ними категорически не согласятся. После современных гаджетов смотреть в пиксельный дисплей и держать пластмассовый серый корпус, который весит 1,5 кг, не каждый ребенок захочет, несмотря на всю свою любовь к планшетам.

Мне довелось работать с детьми (в лагере развития личности в Перми и в Университете детей в СПб),  и я вижу: большинство из них предпочитает iPad,  который  очевидно совершеннее разработки «Ростеха». Представьте ребят, у которых учитель забирает их удобный привычный планшет и выдает школьный — тяжелый, медленный и некрасивый. Как это скажется на мотивации к учебе?

Одним словом, электронная книга в таком виде, который предложил «Ростех», — это не удобная альтернатива, а усложнение обучения. К тому же глубоко унылое.

Не сочтите за рекламу, но, по моему опыту , только iPad Pro в паре с Apple Pencil могут по удобству соперничать с бумагой и ручкой. «Но iPad это очень дорого!» — воскликнут многие. А я скажу иначе: платить 20 тыс. рублей за «новый» планшет «Ростеха» образца 2012 года — просто безумие.

Вообще, какой смысл создавать допотопный «отечественный» гаджет, если можно пользоваться готовыми современными изделиями лидеров отрасли?

Смысл, понятно, один: показать, что мы «тоже можем!» Что, кроме желания поддержать национальный дух, может привести к идее имитировать создание своего заведомо устаревшего  электронного учебника?

Лев Евлампиев

На снимке: американский планшет «enTourage eDGE». Ростеховский выглядит так же.