Шойгу и девочки

Минобороны открывает в Петербурге первую женскую общеобразовательную школу.

С 1 сентября в Петербурге начнет работу Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ – экспериментальное общеобразовательное учреждение закрытого типа для девочек. В программу, кроме обычных предметов, включены танцы, этикет, основы батика, сервировка стола и прочее. Одна из ключевых задач пансиона – развитие «материнских компетенций». Половое воспитание девочек начинается с 5-го класса. Сейчас здание пансиона достраивается на Бычьем острове в Петербурге. «Город 812» узнал, как будут жить воспитанницы, и чему еще их Минобороны научит.

 

Как стать благородной девицей

По приказу Министра обороны РФ Сергея Шойгу от 31 января 2019 года №53, петербургская школа для девочек станет первым в России филиалом ФГКОУ «Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ». Этот пансион существует в Москве с 2008 года.

С 1 сентября такое же заведение откроется в Петербурге. Там будут растить не женщин-бойцов, как можно было подумать, а «благородных девиц». По словам Сергея Шойгу (заявил на совещании в Кронштадте), петербургский пансион «продолжит традиции первого женского учебного заведения – Смольного института». 

Патриотизм, светские манеры, материнские навыки – основные направления воспитания. Подобных учебных заведений нет ни в России, ни в мире. Оно ориентировано на обучение дочерей военных, девочек из неполных и многодетных семей, сирот со всей страны.

В середине июля закончилась приемная кампания: в Петербурге набрали учащихся в 5-й, 6-й и 7-й классы. Всего 240 человек. В начале августа появятся списки зачисленных.

Обучение и проживание в пансионе полностью бесплатное, но есть вступительный отбор: нормативы по физкультуре, психологическое тестирование, проверка школьных знаний, необходимы справки из поликлиники, нарко- и психдиспансеров.

Воспитанницы будут жить по два человека в комнате, питание пять раз в день. На территории пансиона есть все, что нужно детям (по мнению Минобороны): спальный и учебный корпуса, спортзал со скалодромом, бассейн, ледовая арена, залы для гимнастики, танцев, единоборств, концертный зал, прогулочные дворики, столовая, лазарет, библиотека.

Девочки еженедельно будут заниматься физкультурой (2 часа), плаванием (1 час), фигурным катанием (1 час) и еще в спортивных секциях по выбору. 

Начальник московского Пансиона Минобороны Лариса Максимова опубликовала научную статью, в которой рассказала, как Минобороны заботится о физическом развитии девочек. По ее словам, «в основу разработанной системы здоровьесбережения воспитанниц положена система сохранения и укрепления здоровья космонавтов». Регулярные обследования доказывают, что здоровье воспитанниц лучше, чем у москвичек в целом.

Помимо школьных предметов, в программу обучения в пансионе входят еще два-три иностранных языка, танцы, вокал, живопись, музицирование, основы батика, этикет, кулинария, шитье, станковая композиция, мировая художественная культура, сервировка стола и подача блюд. И это – не полный список умений, которыми овладевают воспитанницы, чтобы стать по-настоящему «благородными девицами».

 

Опыты на детях

Пансион является экспериментальной площадкой Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (РАО). Тема эксперимента – «Гендерный подход в образовании и полоролевой социализации воспитанниц».

Порядки в пансионе строгие, в чем-то – похожие на тюремные. Ученицам запрещается по собственной просьбе выходить за территорию пансиона – даже, если к ним приехали родители. Родителям запрещается входить в пансион. Свидания с родными (увольнительные) разрешены не чаще одного (!) раза в месяц. Но можно поехать домой на летние каникулы.

Запрещено носить свою одежду.

Запрещено принимать «с воли» и самостоятельно проносить в пансион любую еду, напитки, недозволенные вещи. Сотрудники пансиона могут обыскивать воспитанниц («осматривать личные вещи») и «изымать незаконно переданные предметы» – например, книги, «не соответствующие возрасту воспитанниц».

Ученицам пансиона нельзя практически всё, что делают обычные подростки. Вот выдержки из Регламента (правил) Пансиона МО РФ.

«Воспитаннице запрещено: бегать, кричать, привлекать к себе излишнее внимание; употреблять жевательную резинку в Пансионе; во время, предназначенное для сна, принимать душ; разговаривать громко перед сном;

иметь любые финансовые отношения между воспитанницами; передавать информацию, фотографии, статьи, письма, давать интервью или какие-либо комментарии о Пансионе представителям средств массовой информации без разрешения администрации Пансиона, а также размещать в сети Интернет;
переставлять мебель в комнате, оклеивать стены постерами, наклейками и т.д.; играть на непредназначенных для игр площадках на территории Пансиона; прослушивать музыку с помощью мобильных аудиоустройств; носить одежду не установленного образца; носить украшения; пользоваться косметическими средствами для нанесения макияжа; осуществлять окрашивание волос; находясь в официальной школьной форме, употреблять пищу на улице или в помещениях, не предназначенных для этого.

Воспитаннице категорически запрещено: сексуальные отношения; оказывать психологическое давление, включающее в себя: факты оскорблений личного достоинства; любые надписи, e-mails и sms оскорбительного или угрожающего
характера; бойкот как целенаправленное исключение объекта психологического
воздействия из деятельности коммуникации. Оказывать физическое давление.

Воспитанница должна: соблюдать правила личной гигиены; быть всегда опрятной; быть аккуратно причесанной (заплетённой); иметь аккуратно подстриженные ногти; во время встреч с гостями Пансиона и проведения собраний быть подтянутой, недопустимо сидеть, положив нога на ногу; вести себя благоразумно… Эта норма поведения распространяется не только на территории Пансиона, но и за ее пределами. Поведение воспитанницы во время каникул, дискредитирующее Пансион, рассматривается как нарушение».

Использование компьютера и мобильного телефона происходит под контролем воспитателей. Девочки могут просматривать в Интернете только определенные страницы, им запрещено изменять системные настройки гаджетов и компьютеров, включая даже картинки на заставке экрана.

Воспитатели обязаны мониторить страницы воспитанниц в соцсетях.

 

К материнству готовь себя сызмальства

Педагоги пансиона регулярно публикуют в научных изданиях статьи о ходе эксперимента, и совместно с Институтом изучения детства РАО ежегодно проводят всероссийскую научную конференцию по гендерному воспитанию.
Наталия Нескина, зав. отделом воспитательной работы московского Пансиона МО РФ пишет (статья опубликована в сборнике докладов конференции по гендерному воспитанию за 2018 г.):

– Мы готовим девочек к жизни в обществе с мужским населением. В этом обществе они будут не просто равноправными гражданами, они будут женами, подругами и матерями. Именно эта роль воспитанниц накладывает на нас, педагогов, особые задачи: воспитание женщины — матери, женщины — общественной деятельницы и хранительницы семейных, а значит, и государственных традиций, – раскрывает воспитательную концепцию Наталия Нескина.

Во время обучения у девочек должна сформироваться «полноценная российская идентичность», они должны усвоить «образцы женского поведения», «осмыслить содержание понятия материнства». При этом «материнская компетенция» рассматривается как одна из ключевых.

Половое воспитание начинается с 5-го класса. По словам педагога пансиона Анастасии Касьяненко, оно основано «на достижениях советской и российской педагогики и психологии».

– Основные направления, по которым проводится половое воспитание: формирование у воспитанниц санитарно-гигиенических навыков, поддержания высокого стандарта индивидуальной чистоты, формирование чувства стиля, вкуса…Формирование «женских» качеств личности… Просвещение в области женской и мужской физиологии, психологии, взаимоотношений полов, специфики отношений мужчины и женщины в семье… Формирование нравственных норм и правил, в соответствии с которыми должны строиться межполовые отношения, – пишет в своей статье, опубликованной в том же сборнике, кандидат культурологи, педагог Касьяненко.

На классных часах девочки обсуждают, например, такие темы: «К материнству готовь себя сызмальства», «Супружество без брака?» и другие. Встречи девочек с мальчиками (воспитанниками училищ Минобороны РФ) проводятся под контролем взрослых на специально организованных мероприятиях.

– Реализация гендерного подхода в образовании является эффективным способом возможной профилактики феномена нарастающей умственной и физической дисфункции, часто наблюдаемой уже в детском возрасте, – уверена начальник московского пансиона Лариса Максимова.

 

Ротенберг поменялся с Шойгу

Здание петербургского пансиона МО РФ сейчас достраивается на Бычьем острове в Петербурге. Огромное по размерам сооружение из стекла и бетона заняло практически весь остров, общая площадь застройки комплекса – более 8 гектаров.

Первоначально на Бычьем планировалось создание спортивно-гостиничного комплекса с яхт-клубом для ​клуба дзюдо «Явара-Нева» Аркадия Ротенберга. Но в 2017 году компания передала свои объекты (83% готовности) в Минобороны, взамен получив два участка в Москве. По информации СМИ, в стройку было вложено порядка 8 млрд. рублей, и еще не менее 2 миллиардов понадобилось на приспособление объекта для «благородных девиц».

На здании уже появилась вывеска «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации». Сейчас завершаются отделочные работы и благоустройство: ставят забор, кладут тротуарную плитку.

По словам министра Сергея Шойгу, в планах Минобороны – открытие таких же пансионов на Дальнем Востоке и в Центральной Сибири. Он признался, что считает пансион – лучшим учебным заведение в стране.

Воспитанницы Минобороны показывают хорошие результаты в учебе и спорте. В этом году, например, 9 выпускниц получили 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку. Желающих учиться в пансионе всегда много. В Петербурге на 240 мест было подано более тысячи заявлений от кандидатов.

Половое воспитание без опыта – бесполезно

Минобороны, по сути, проводит самый масштабный в новейшей истории эксперимент на детях, цель которого – вырастить из девочек женщин, с заранее определенными компетенциями. «У нас растет поколение, о котором мы мечтали», – так характеризует воспитанниц пансиона министр Сергей Шойгу.
Эксперты оценивают мечты министра как весьма спорные. По мнению специалистов в области социологии и детской психологии, опрошенных «Городом 812», гендерная модель воспитания в современном мире неконкурентоспособна.

По словам профессора Даниила Александрова, заведующего лабораторией cоциологии образования НИУ ВШЭ в Петербурге, сегрегированное воспитание мальчиков и девочек приносит очень мало пользы.

– Еще меньше пользы приносит содержание детей под замком со строгими правилами в отношение соцсетей, секса и прочего. Это все происходит от ложного восприятия истории. Раньше было: выпустилась девица из Смольного пансиона и бравый аристократ на ней женился. Сейчас: девица выучилась в пансионе, затем стала женой молодого офицера, и отправили их в Сибирь или еще куда подальше. Что она будет там, в глуши, делать?

Содержание детей в изоляции – даже в райской, а потом выпуск их в реальную жизнь весьма вероятно может привести к дисфункциональным результам. Как девушке жить в мире, где большинство подростков начинают сексуальную жизнь довольно рано, и она не понимает, что хотят от нее реальные мужчины?

Как следствие, это грозит неудачными связями, депрессиями, разводами, самоубийствами… Я не очень доверяю современным педагогам, и, тем более, педагогам, отобранным Министерством обороны для полового воспитания девочек. Мне кажется, что наши образовательные управленцы и идеологи будут стараться переборщить – и с изоляцией, и с контролем над воспитанницами. Я согласен, что подросткам контроль необходим. Но важно не перестараться. Иначе подобные закрытые заведения могут превратиться в нечто вроде психиатрической больницы, где 24 часа в сутки следят за людьми. Либо у подростков начнется скрытая от воспитателей жизнь. Сформируются очень хитрые личности, умеющие сопротивляться всем требованиям и тайно нарушать множество правил.

Есть литература, описывающая престижные частные английские школы для мальчиков. В этих школах было много насилия, много разного рода скрытого секса, просто потому что в 16 лет гормоны играют, и как-то надо жить. Чем больше давление дисциплины – тем причудливее формы, в которых этой дисциплины избегают. Не понятно, для кого и в качестве кого, готовят в пансионах Минобороны таких прекрасных благородных девиц? На мой взгляд, попытка построить в современном мире воспитание, исходя из представлений о том «как было в XIX веке», обречена на провал. Просто потому, что сейчас жизнь устроена иначе, – полагает профессор Александров.

По словам психолога СПбГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия им. С. С. Мнухина» Анны Алексеевой, опыт раздельного обучения в Российской империи практиковали почти все учебные заведения, потому что перед выпускниками и выпускницами стояли разные задачи в зависимости от их пола.

– В СССР было кратковременное, но неудачное возвращение к данному опыту. Есть «плюсы» и «минусы» такого обучения. Положительное – построение учебных программ, подача материала с учетом психологических особенностей девочек (для девочек важен сам процесс обучения, детали, заданный алгоритм). Отрицательное – отсутствие повседневного общения с противоположным полом. Так как взаимоотношения между полами формируются в развитии, важно, чтобы и мальчики, и девочки последовательно прошли все этапы. Зарождаются первые чувства, дети учатся привлекать внимание, проявлять симпатию, вызывать расположение, постепенно приходя к зрелым отношениям. Это колоссальный опыт. В условиях пансиона девочки его лишены, теоретические знания по «половому воспитанию» без опыта – бесполезны.

Да и сами условия обучения: жесткие рамки, строгие запреты, ограничения, изоляция. Для какого количества воспитанниц они будут комфортны? Не спровоцирует ли это попытку «уйти в отрыв» после окончания пансиона? Зачем нужна такая строгая семейная депривация (лишение семьи – Ред.) воспитанниц? Чтобы ребенок безоговорочно принял ценности и мировоззрение, пропагандируемые в пансионе? На мой взгляд, это – тревожный сигнал, если усвоения нужных установок можно добиться лишением семьи. Это – крайность, и потому к подобным методам стоит относиться осторожно. Тем более, что система обучения и образования во всем мире приходит к персонализации, и зависит, не от половой принадлежности, а от особенностей и потребностей каждого отдельного ученика, – говорит психолог Анна Алексеева.

Елена Роткевич