Переезд СПбГУ: минусов больше, чем плюсов

63 процента студентов СПбГУ не хотят переезда в новый кампус между Тярлево и Пушкиным. Переезд создаст проблемы и для студентов, и для преподавателей, более того – может негатично сказать на имидже университета. Это итоги исследования, посвященного оценке планов руководства СПбГУ перевести университет в новый кампус в Пушкинском районе, которое по собственной инициативе провел Центр социального проектирования «Платформа» (Москва).

Исследование состояло из опроса 500 студентов и выпускников  СПбГУ последних двух лет, а также глубинных интервью экспертов: от историков до юристов, от девелоперов до тех, кто занимается проблемами развития образованиям.

Студенты показали сдержанный консерватизм. 55 процентов желают учиться в исторических зданиях, хотя 34 процента признали, что там есть проблемы – перенаселенность, плохая инженерия и т.д. 57 процентов опрошенных уверены, что вуз надо сохранить в нынешних локация.

Мнения экспертов сводятся к четырем основным пунктам.

1) Университет будет петербургским ровно до тех пор, пока его ядро находится на Васильевском острове. Именно этим он привлекает студентов. Именно там и надо создавать единый кампус. На намыве или освобождая соседние исторические здания.

2) Переезд в Шушары сделает проблемной жизнь подрабатывающих студентов, а их почти половина, и преподавателей, особенно тех, кто совмещает преподавание в СПбГУ с другой деятельностью. Это может лишить СПбГУ кадров – в городе есть и другие университеты.

3) Если СПбГУ покинет исторические здания, то их ждет незавидная судьба. Руководство СПбГУ декларировало продажу зданий в качестве компенсации затрат на новую стройку, но приспособить объекты культурного наследия, а это десятки зданий, будет непросто. Находятся они не в лучшем состоянии, желающие в них вкладываться появятся только если здания можно превратить в жилье. Риски появления «заброшек» велики.

4) Прежде, чем затевать гигантскую стройку на 300 гектарах бывшего племзавода «Детскосельский», необходимо создать современную модель образования в СПбГУ. Нынешние продвинутые абитуриенты при наличии альтернатив по выбранной специальности предпочитают другие вузы.

Кстати, о том, что такое образование. Когда читаешь интервью экспертов, создается впечатление, что их главная икона – междисциплинарность. Когда студенты будут постоянно между собой общаться (чаще всего в кафе, которые надо разбросать по кампусу), начнет продуцироваться новое знание. Получается, что учеба – это не упорный труд в лабораториях и библиотеках, на семинарах и в экспедициях, как считалось раньше.

1 сентября исполнится ровно полвека, как начались занятия на физфаке ЛГУ в Старом Петергофе.  Сейчас это чемодан без ручки, и бросить невозможно и применит некуда. Но идея была неглупой – предоставить естественнонаучным факультетам больше места для сосредоточенного учебного процесса. Физика, химия, биология – дело для фанатов. Кстати, авторы исследования ссылаются на опыт иностранных вузов, в которых успешные удаленные от городов кампусы получались у естественнонаучных университетов, а гуманитарные специальности лучше развивались в городской среде.

Для справки. Во всех своих презентациях ИТМО о своем новом Хайпарке, который расположится около железнодорожной платформы «Лесная» в том же Пушкинском районе, называет
тот кампус – «Вторым кампусом». Так и пишет – с прописной буквы. Чтобы не было сомнений: ИТМО остается в центре Петербурга.

Вадим Шувалов