Построят ли блокадный музей про проекту Никиты Явейна?

С опозданием ровно на месяц – 8 октября  вместо 8 сентября  – был назван победитель архитектурного конкурса на концепцию нового музея блокады. Победил Никита Явейн, которого и так называли фаворитом. Зачем надо было откладывать решение?

 

От сентября к октябрю

 

В конкурсе на концепцию музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» участвовало девять проектов (один норвежский, один финский, один немецкий, один  московский и пять петербургских). Проект делался для конкретного места – на Смольной набережной. Критики конкурса высказывали три основные претензии: это место никак не связано с блокадой; сначала надо придумать, что будет в музее, а потом рисовать здания; зачем новый музей блокады, когда есть старые.

В итоге жюри в обозначенный срок не приняло решения, отобрав в шорт-лист  4 проекта – проекты Никиты Явейна, Юрия Земцова, Михаила Мамошина и финского бюро Lahdelma & Mahlamaki (он больше всего понравился зрителям). Заявили, что будут советоваться с блокадниками. Наблюдатели решили, что это только предлог, а на самом деле решения не приняли (тут идут версии): потому что все проекты плохие; потому что место выбрано неудачно; потому что нет денег. Вывод из всего этого: победителя вообще не выберут. Тут эксперты ошиблись.

8 октября было объявлено, что победителем конкурса стала «Студия 44» Никиты Явейна. По нашим данным, совещание в Смольном с участием губернатора Георгия Полтавченко, вице-губернаторов Игоря Албина и Владимира Кириллова, главного архитектора СПб Владимира Григорьева и гендиректора Центра музейных выставочных проектов (который является заказчиком конкурса и оператором всего проекта по строительству нового музея) Сергея Важенина состоялось в субботу 7 октября. На нем и было принято окончательное решение.

Руководитель “Архитектурной мастерской “Студия 44” Никита Явейн. Фото: Александр Николаев, Интерпресс

Еще 25 августа, в день открытия выставки конкурсных проектов, источники и наблюдатели называли Явейна главным фаворитом. Тогда говорилось о том, что его предложение разработано наиболее детально. Причем как в отношении самого блокадного музейного комплекса, так и по превращению в музейный квартал соседней территории, которую  в перспективе 10–15 лет освободит «Водоканал». Последнее не входило в программу конкурса, но радовало глаз чиновников.

Позже появилось еще одно объяснение. Почти 10 лет назад «Студия 44»  довела до ума проект крытого легкоатлетического манежа на углу пр. Гагарина и Бассейной ул. Стройка за счет городского бюджета началась, было сделано свайное поле, но потом у города закончились деньги, объект заморозили. В прошлом году объект оттаял, но уже под мультимедийный комплекс «Россия – моя история» с другим проектировщиком. Теперь Явейн получил моральную компенсацию за потерю того проекта.

Впрочем, один из членов жюри на условиях анонимности рассказал нам, что 8 сентября лично участвовал в подсчете голосов и проект Явейна действительно набрал  больше всех. Но тогда еще загадочнее, почему «Студию 44» не объявили победителем сразу и решили посоветоваться с блокадниками.

С блокадниками действительно советовались: за месяц между 8 сентября и 8 октября представителей организаций блокадников и ветеранов порайонно привозили в Манеж Конюшенного ведомства, чтобы показать 4 проекта-финалиста. В итоге в Комитете по социальной защите состоялась встреча блокадников с авторами проектов. Вопреки ожиданиям наблюдателей, на ней не  было высказано предпочтение какому-то одному проекту. Блокадники как люди разумные высказывались осторожно.

Профессиональная общественность времени даром не теряла. Круглый стол по блокадному музею стал интересным событием III Петербургского  форума пространственного развития. Стал бы самым интересным, но на обсуждении проблем реновации Владимир Григорьев заявил, что не считает хрущевки  морально устаревшими, и этим затмил блокадную тему.

А про блокаду звучали такие мысли. Владимир  Лисовский, историк петербургской архитектуры, член Совета по культурному наследию, заметил, что Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы – замечательный мемориал. И новый музейный комплекс с научно-исследовательским центром надо было бы строить поблизости.

Вадим Басс, молодой коллега Лисовского, показал проекты, поданные на открытые конкурсы на проект памятника защитникам Ленинграда, которые проводились в 1958–1967 годах. Там был испробован весь арсенал образных средств, которые применили участники нынешнего конкурса.

Милена Третьякова, эксперт конкурса, заместитель директора по науке Музея обороны и блокады Ленинграда в Соляном переулке, сообщила, что задачам музейного комплекса (экспозиция, фонды, центр памяти и т.д.) лучше  всего отвечает проект Юрия Земцова.

 

Что дальше

 

10 октября Сергей Важенин и Никита Явейн собрали пресс-конференцию, грамотно сформулировав главный вопрос повестки дня: «Что дальше?»

На поставленный вопрос ответили по пунктам.

Первый пункт. В начале ноября 2017 года планируется объявить  конкурс на проект музейного комплекса. Проект стоимостью 150–170 млн рублей должен быть создан и получить одобрение госэкспертизы к лету 2018 года. Тогда станет известна цена строительства, это будет не менее 2 миллиардов рублей.

Второй. Сразу после этого может быть объявлен конкурс по выбору генподрядчика на строительство, с таким расчетом, что победитель приступит к работам в 2018 году.

Третий.  Ввиду знаковости объекта и во избежание вопросов со стороны антимонопольной службы принято решение отказаться от обычной схемы, когда сразу выбирается генподрядчик и он приглашает архитектора.

Четвертый. Музейный комплекс будет построен не ранее 2020 года,  а  полностью он сможет заработать  в  2022 году. Напомним, что еще 25 августа на открытии выставки проектов речь шла об открытии музея в январе 2019 года.

Пятый. Концепция «Студии 44» Явейна с 8 тематическими башнями –  «Голод», «Холод», «Скорбь», «Бомбежки», «Работа  промышленности» и т.д. – жестко форматирует музейную экспозицию. Но если потребуется, Явейн готов изменить назначение башен.

Панорама набережной с будущим музеем по проекту “Студии 44”. Источник: studio44

Теперь о вопросах, которые остались без ответа. Один насущный: что если в конкурсе на проект победит не Явейн, а кто-то другой? Понятно, что в  условия конкурса будет заложена его концепция, но всякое  бывает. Даже тендеры, проводимые управделами президента, научились отменять.

Еще вопрос: какой будет статус нового музейного комплекса – самостоятельный или он станет частью Музея обороны и блокады Ленинграда в Соляном переулке.

Последний сюжет стал еще интереснее с начала октября. Сергею Курносову, директору Музея блокады в Соляном переулке, не продлили контакт, и на его место назначили Елену Лезик. Она 15 лет возглавляла филиал Музея истории Петербурга – Монумент героическим защитникам Ленинграда.

По нашим данным, Курносов (он вернулся в Центральный музей ВМФ, где будет заниматься музейным развитием) прекрасно сработался с командой Важенина из Центра музейных выставочных проектов. Но есть у городской власти план: перевести Монумент в ведение Блокадного музея. Он требует много средств на ремонт и содержание, а новый музей, особенно в первое время, может получить дополнительное финансирование из других источников, в идеале – из федеральной казны. Этот план интересен в контексте разговоров о том, чтобы не создавать мемориальную часть на Смольной набережной. Там главное  – музей и блокадные архивы с доступом к ним (или копиям) всех интересантов. Это упростит и, следовательно, удешевит проект.

Старожилы музейного мира  вспоминают, что в 2003 году ситуация была ровно противоположной. Блокадный музей планировали присоединить к Музею истории Петербурга. Но после празднования 300-летия города и смены губернатора об этом плане   забыли.

Вадим ШУВАЛОВ

 

На картинке сверху: проект “Студии 44” – четыре пятиэтажные башни с условными названиями  Голод, Холод, Огонь, Скорбь.  Плюс четыре здания с экспозицией по темам:  производство, жизнеобеспечение, наука, культура. Источник: studio44.