Третьекурсники Академии художеств – скульпторы Иван Зубарев и Владислав Муханов – стали широко известны осенью 2017 года, когда в Мурине открылся их памятник «Сон Менделеева». Сейчас в Музее городской скульптуры работает персональная выставка скульпторов. «Город 812» расспрашивал Ивана и Владислава, как 20-летним студентам удалось получить престижный заказ и что они думают о современной скульптуре в общественных пространствах.
– Как вы работаете вместе?
– Мы познакомились в Средней художественной школе при Академии художеств. Стали вместе делать заказы.
– Заказы – и прямо в средней школе?
– Да. Мы искали их активно, один преподаватель помог.
– И что делали?
– Скульптурные портреты по фотографиям, декоративные вещи, сувениры и значки для байкеров…
– Все-таки как работаете?
– Один полепил, другой полепил, потом полепили вместе.
– А если поспорили?
– Если возникали серьезные разногласия, то нам хватало ума не ссориться, а идти к уважаемому судье – скульптору Рустаму Игамбердиеву (автор мемориальных досок Галине Вишневской и Мстиславу Ростроповичу на набережной Кутузова. – В.Ш.). Он помогал нам отливать небольшие творческие бронзы.
– Почему выбрали скульптуру, а не живопись?
– Потому что скульптура сложнее. Живописью мы отзанимались в детстве, и хотелось чего-то еще.
– Как вы вышли на Менделеева?
– В 2014 году была установлена наша скульптура – Петр I в образе горнолыжника на курорте «Снежный». Владелец ГК «Арсенал-недвижимость» был знаком с начальством горнолыжного курорта, у него возникла идея сделать монументальный проект у себя в строящемся на тот момент жилом комплексе. После недолгих обсуждений мы приступили к работе над этим проектом.
– То, что памятник Менделееву давно стоит на Московском проспекте, вас не смущает?
– Где Московский проспект и где Мурино?
– Согласовать установку было сложно?
– Нет, это же Ленинградская область, а не Петербург. Пришли люди из «Арсенала» в местную администрацию и быстро договорилась.
Другое дело, что сначала заказчики попросили нас представить строгую реалистичную скульптуру. Мы год лепили эскизы, даже стали работать в большом формате. Одновременно боролись против желания заказчиков использовать бетонный куб в качестве постамента.
И вдруг заказчик сказал: «Скучно у вас получается: фигура, таблица Менделеева рядом торчит…» Тогда мы включили таблицу в постамент, сделав его частью самой скульптурной композиции. Фигура балансирует и устремлена вверх. Это и образ сна, в котором, по легенде, Менделееву приснилась его таблица, и образ устремленного ввысь человеческого познания.
И такой вариант был одобрен всем менеджментом заказчика.
– В Петербурге устанавливается много памятников, фотографически похожих на оригинал или на стереотипное представление о нем. Это нормально?
– Нет, но надо искать баланс между реализмом и абстракцией.
– Например?
– Памятник академику Андрею Сахарову скульптора Левона Лазарева на площади Сахарова, Александру Блоку скульптора Евгения Ротанова и Иосифу Бродского с чемоданом скульптора Константина Симуна во дворе СПбГУ. Но больше в историческом центре Петербурга не надо устанавливать новых памятников. Надо сохранять то, что создано за предыдущие 300 лет.
– И дать скульпторам возможность развернуться в спальниках?
– Конечно. Наш опыт работы в Мурине показал, что в новостройках памятников не хватает во всех смыслах, не только для создания эстетичной городской среды. Для многих жителей наш Менделеев является единственной культурной ценностью в их ежедневной жизни от дома до работы и обратно. Мы спрашивали, и выяснилось, что это единственный памятник, который они вообще знают. Нам представляется очень важным заниматься просветительством.
– То есть памятники историческим личностям важнее декоративной скульптуры?
– Безусловно. Время идет быстро, меняются поколения, и многие герои прошлых времен забываются.
– Кого бы вы еще увековечили в новостройках?
– Не надо ничего изобретать. Новые улицы получили имена людей. Вот и надо показать, кто они, чем занимались. Мы бы поработали над образом Николая Гумилева.
– Который был выброшен из списка выдающихся личностей, созданного по итогам народного голосования.
– Надо его вернуть в этот список. Если нет улицы, то можно найти другое место.
– Улицу Гумилева обещают в новостройках Кронштадта.
– Вы нас сильно порадовали. Завтра же принимаемся за работу.
– Ваши кумиры в скульптуре недавнего прошлого?
– Паоло Трубецкой
– Почему?
– Он умел сочетать коммерческую успешность и политическую дипломатичность.
– Нужен ли скульптору жизненный опыт – например, поработать на лесоповале, прежде чем прийти ваять в мастерскую?
– Иван родом из Выборга, и лес ему приходилось валить. Но не думаем, что обязательны такие испытания. На наш взгляд, бесценное время жизни лучше потратить на занятия любимым делом. Хотя не утверждаем, что этот рецепт универсальный и жизненный опыт мешает.
– А еще кого хотите вылепить?
– Святого Николя – покровителя моряков. Такой памятник нужен морскому городу Петербургу. Но не хочется подражать ни иконописным канонам, ни тем более скульптурным изображениям, которые появились в российских городах за последние 20 лет. Но Библия в руке у него будет.
Вадим Шувалов