В этом концерте сможет принять участие любой желающий – причем в качестве исполнителя, а не только слушателя. «Концерт для смартфонов с оркестром» композитора Андрея Бундина состоится 6 апреля в 19.00 в Колонном зале РГПУ им. Герцена.
«Мне медведь на ухо наступил» – этим безапелляционным вердиктом люди зачастую сами отсекают от своей жизни всякое музыкальное исполнительство, кроме пения в душе, а иногда запрещая себе (по просьбе соседей и домочадцев) даже и это. И несмотря на множество исследований (Лолы Кадди из канадского Университета Квинс или Стевена Демореста из Северо-Западного университета США), призванных доказать ошибочность суждения о том, что музыкальный слух дан свыше лишь избранным, непосредственное приобщение к музыке сохраняет ореол «особенности». Академическая же музыка, как следствие, продолжает страдать от избыточного академизма и элитарности.
Андрей Бундин, композитор и медиа-художник, нашел весьма элегантный выход из ситуации, позволяющий буквально любому обладателю смартфона поучаствовать в исполнении его «Концерта». О том, как это возможно, с чисто технической точки зрения, в интервью «Городу-812» рассказал сам композитор:
– Гости заходят со своих мобильных телефонов на сайт и подключаются к серверу. На их устройства загружается необходимый контент: синтезаторы, сэмплы и прочее. Далее у меня есть возможность управлять звуком любого устройства с помощью панели управления сервера. Таким образом, все подключенные устройства образуют единый полифонический синтезатор. За счет того, что звуки доносятся с разных сторон, возникают интересные пространственные эффекты.
– Но не получится ли в итоге какофонии? Проводились ли ранее подобные эксперименты?
– Для меня это не первый опыт такого рода. Саму идею использования телефонов впервые я реализовал в спектакле PoemaTheatre в 2014 году, в Москве. Позже, в 2015 году, после множества исследований и разработок, я выступил с премьерой Концерта для смартфонов (без оркестра) в том же Колонном зале РГПУ им. А. И. Герцена. Надо отметить, что в России до этого ничего подобного не делалось. В 2016 году я участвовал во второй “Web Audio Conference”, организованной при поддержке таких компаний, как Mozilla и Dolby, в США, в Технологическом институте Джорджии, где с большим успехом представил свой концерт. Никакой какофонии при этом, на мой взгляд, не случилось.
– Но 6 апреля, как я понимаю, смартфоны впервые зазвучат уже в сопровождении симфонического оркестра?
– Совершенно верно. Написать произведение для оркестра, в котором бы объединялись звучание живых инструментов и смартфонов, мне предложил Иван Шинкарев, дирижер и руководитель культурно-просветительского центра CreatoProject. Я с удовольствием взялся за эту работу, так как, насколько мне известно, в России никто ничего подобного не делал.
– Какие перспективы, на ваш взгляд, существуют у идеи привлечения зрителей к исполнению через персональные девайсы? Это кратковременный тренд или устойчиво развивающееся направление?
– Применение персональных устройств зрителей – это, безусловно, одно из направлений искусства настоящего и будущего. В англоязычном искусствоведении уже существует термин Audience Devices Participation, а в том же IRCAM [Центр Жоржа Помпиду в Париже, на базе которого работают самые культовые композиторы современности] существует исследовательская группа, которая занимается разработкой новых методов взаимодействия с аудиторий с помощью смартфонов. Смартфон – это небольшой, но достаточно мощный компьютер в вашем кармане, он может выполнять достаточно сложные и нестандартные функции. Приходите и убедись в этом сами!
***
Символично, что именно CreatoProject, уже около года продвигающий на самых разных площадках Петербурга идею доступного искусства, занимается воплощением такого демократичного для академической музыки замысла. Сам CreatoProject, кстати, создан на голом энтузиазме по инициативе Ивана Шинкарева, студента-дирижера Санкт-Петербургской Консерватории.
«Я приехал из Екатеринбурга три года назад, – рассказывает Иван. – На тот момент я знал явно недостаточно музыкантов, чтобы собрать симфонический оркестр. Однако, как бы странно это ни звучало, создать оркестр действительно несложно – сложно его удержать. Нужна идея, способная воодушевить музыкантов и пробудить в них настоящий интерес к проекту. У меня такая идея была – сделать искусство доступным каждому, а не горстке интеллектуалов».
Вдохновившись диалогами Платона, Иван пришел к замыслу концерта-диалога со зрителем. А точнее, дискуссии на некую междисциплинарную тему, касающуюся музыки, литературы, живописи, философии.
На данный момент за плечами у CreatoProject уже около десятка самых разных проектов -«Диалоги о красоте» в Академии Художеств, постановка оперы «Маленький принц» Сергея Плешака в Мариинском театре, «Бастьен и Бастьенна» Моцарта в Эрмитажном театре, концерт «…поэтому он великий композитор», посвященный Чайковскому, программа «FATUM. Шеллинг. Брюллов. Чайковский» в Анненкирхе и множество камерных концертов на самых разных площадках, включая лекторий Русского музея.
Предстоящий 6 апреля концерт со смартфонами позволит его слушателям и участникам оценить задумку создателей CreatoProject, а заодно и попытаться открыть в себе потаенные музыкальные таланты.
Екатерина Виноградова