Беспилотный автомобиль задавил первого человека – во время испытаний в Аризоне. Тем не менее, западные эксперты предрекают, что через 5 лет беспилотные автомобили уже появятся на обычных дорогах: сейчас законодательство всех стран это запрещает, но за пять лет передовые государства все это отрегулируют. А что будет в России?
Инженер-исследователь кафедры нанофотоники НИУ ИТМО Дмитрий Баранов дал «Городу 812» свои прогнозы по поводу развития беспилотников в Петербурге.
– В России уже нашли завод для производства беспилотника «Матрешка» – во Владимире. Чем наш беспилотник будет отличаться от иностранного?
– Нельзя сказать, что Россия на обочине этого процесса, нет, разработки ведутся, проходят разные эксперименты. Вообще, крупные автоконцерны понимают, что беспилотные автомобили – наше будущее, и стараются не отставать. Подходы отличаются по задачам, которые возлагаются на беспилотный транспорт. Наш КамАЗ ведет разработки по грузовому транспорту. Дальше всего продвинулись разработчики личного транспорта – к нему самые высокие требования.
– Почему массовое внедрение беспилотников предрекают только на 2040 год?
– Проблемы внедрения связаны с высокими инвестиционными рисками, а они проистекают от административно-правовых проблем и коррупции. Беспилотные автомобили массово появятся тогда, когда станет очевидна их выгода в сравнении с традиционным транспортом. Технологических препятствий уже почти не осталось.
– Первой страной, где все это массово появится, будут США?
– Хотя США и являются мировым лидером в технологиях, нельзя сказать чтобы там внедрение технологий происходило легко. Тоже есть свои сложности. Поэтому я считаю, что такие технологии легче внедрять в небольших странах с простой административной системой или в каких-то отдельных регионах с особыми условиями.
– А в России с чем будет проблема – с дорогами или с водителями?
– Нужны качественные дороги и корректная организация движения, а в России с этим плохо. Ладно, искусственный интеллект научится объезжать ямы, но вот организация движения… Как делить дорогу с обычными водителями, если они зачастую действуют по наитию, многие сознательно нарушают правила, потому что не согласны с тем, как движение организовано? Поведение водителей сильно отличается в зависимости от темперамента, настроения, мощности автомобиля, погоды и т.п. – и соседи по трафику, наблюдая за другим водителем, который нетипично себя ведет, могут предсказать его будущий демарш. Искусственный интеллект – не сможет.
– Думаете, наши водители агрессивно отреагируют на появление беспилотных машин? Будут их подрезать, не замечать?
– Я не думаю, что кто-то захочет намеренно мешать именно беспилотному транспорту. Есть водители, которые в принципе ведут себя на дороге агрессивно и опасно. В отличие от живых водителей, автомат не будет при виде нарушителей раздражаться, бояться или впадать в азарт. Поэтому чем больше будет беспилотного транспорта на дорогах, тем лучше будут себя чувствовать на дороге и водители.
– Кто будет нести ответственность за ДТП с участием беспилотного автомобиля? Владелец? Разработчик программного обеспечения?
– За транспортное средство отвечает владелец. Всё. Тем более если водителя нет. Если инцидент связан с ошибками разработчика, то это все равно ответственность владельца. А владелец уже может предъявить иск разработчику, если считает, что это исключительно его вина.
– Таксисты, наверное, не обрадуются, когда их вытеснят беспилотники. Появятся современные луддиты, которые будут их громить.
– Технология внедряется постепенно, как когда-то автомобили пришли на смену лошадям. Правда, сейчас не XIX век, а XXI, в современном мире всё меняется очень быстро, и люди, не готовые к этому, уже не могут формировать какой-то протестный потенциал, они просто оказываются на обочине.
– Ладно таксисты. А пилоты самолетов или капитаны морских судов – они учились годами, а могут оказаться не нужны!
– Беспилотные самолеты, корабли и поезда – это уже практически прошлый век. Такие транспортные средства гораздо легче сделать беспилотными, чем простые автомобили. Это связано с тем, что в небе и на воде меньше неопределенных факторов, которые не может просчитать компьютер. Мы сами видим, каково соотношение наземных беспилотников и воздушных. Даже в Петербурге некоторые линии метро функционируют почти в автоматическом режиме, причем эта система автоведения была создана еще в советский период.
– Беспилотный наземный транспорт легче внедрять на выделенных полосах?
– Маршруты могут быть какие угодно, но технологически проще организовать беспилотные пассажирские перевозки на небольшой территории, например внутри какого-то крупного спортивного объекта или кампуса университета. А грузовые перевозки, наоборот, перспективно реализовывать на большей протяженности, как простые маршруты между крупными грузовыми узлами.
– Стандартный беспилотный автомобиль сколько сможет прослужить?
– Он наверняка будет использоваться более интенсивно, чем обычный транспорт. Если обычный личный автомобиль используется от силы 2 часа в сутки, то беспилотное такси будут гонять круглосуточно. С другой стороны, это приведет к тому, что подвижной состав все время обновляется, всегда остается новым и самым современным. Поэтому радикально пытаться повышать надежность особого смысла нет. По опыту эксплуатации каршеринга можно предположить, что срок службы беспилотного такси составит 3–5 лет. Это чуть меньше, чем срок эксплуатации обычных автобусов. По этой же причине беспилотное такси обязательно должно быть электромобилем. Электрический двигатель проще и надежнее двигателя внутреннего сгорания, его намного легче контролировать. Ну и, конечно, это экология.
– Сколько беспилотных такси нужно городу, чтобы полностью сделать ненужным личный автомобиль?
– Мы разработали транспортную модель для Петербурга, которая учитывала нагрузку на транспортные сети, особенно в пиковые часы. Получилось, что в самый напряженный час – с 9 до 10 вечера – необходимо 150 тысяч таксомоторов (неважно – пилотных или беспилотных), чтобы время ожидания машины не превышало десяти минут.
Нина Астафьева