Кадры жесткого задержания детей на митинге против пенсионной реформы в Петербурге облетели Интернет. В протестной акции 9 сентября у Финляндского вокзала приняло участие большое количество несовершеннолетних. Зачем они туда пошли? – «Город 812» спросил у подростков. Полтора года назад – после «школьных» митингов Навального в Петербурге – мы уже проводили подобный опрос. Сравниваем результаты.
Родители поддержали
Весной 2017-го после антикоррупционных разоблачений Алексея Навального (фильм «Он вам не Димон» и др.) в Петербурге прошла серия протестных митингов, которые даже назвали «школьными» из-за массового участия в них подростков. Тогда мы спросили тинейджеров: при каких условиях они готовы в следующий раз выйти на улицы? За что готовы бороться и против чего протестовать? И что способно удержать их дома?
В ТОП-5 идей, за которые были готовы бороться школьники, попали (по степени важности): улучшение жизни в стране, поддержка ветеранов ВОВ, смена власти, против коррупции, против несправедливости.
В сентябре 2018-го все эти причины сошлись: и ветераны, и несправедливость, и жизнь в стране. Подростки вышли на улицу. Но их настроение и мотивы, судя по ответам, полученным «Городом 812», изменились довольно сильно.
В 2017 году большинство молодых людей говорили, что вышли на митинг не столько по политическим причинам, сколько «потому что их позвали друзья».
У сегодняшних протестантов – совсем другая модель. Они сознательно выбирают протест. И знают – против чего он. Вот что говорит Сергей,17 лет, задержанный на митинге 9 сентября:
– Повод имел большое значение. Больше 80% людей – против пенсионной реформы. Если все эти люди выйдут и скажут: «Мы так не хотим», тогда власть вынуждена будет с ними считаться. Я понимаю, что мало какие конкретные проблемы могут решить эти акции. Но главное – показать, что люди против. И увеличить количество тех, которые начинают задумываться.
Другой задержанный школьник – Олег, 16 лет.
– Митинг был привязан не конкретно к пенсионной реформе, хотя она важна, а вообще к тому, что в стране происходит. Если бы власти не нагнали кучу Росгвардии, ничего бы не произошло. Люди бы просто спокойно помитинговали, и всё. Я не уверен, что от этого митинга есть польза. Но альтернативы протестам я не вижу.
В 2017 году отказаться от участия в митингах подростков уговаривали родители и учителя. В сегодняшней ситуации старшее поколение поддерживает молодежь.
– Когда я сидел в автозаке, мама прислала сообщение: «Ты где, как дела? Ты что – на митинге?» Мои родители меня поддерживают, но очень переживают, – говорит Сергей.
– Меня задержание не напугало, но неудобно перед родителями получилось. Они тоже – против пенсионной реформы. Но я же несовершеннолетний, поэтому, получается, что хожу на митинги я, а штраф платить – им. Прежде чем в следующий раз пойти, подумаю. Когда 18 исполнится, буду на все митинги ходить, – заявил Олег.
«Мы – эгоисты, думаем только об учебе»
«Город 812» поговорил и со школьниками, которые на митинге не были. Маша, 17 лет:
– Я подросток-эгоист, я не вникаю в политические проблемы. Из разговоров я поняла, что если в тот раз (весна 2017 г. – Ред.) был «кипиш ради кипиша», то в этот раз – повод конкретный. Вот все сравнивают: в Германии и еще некоторых европейских странах возраст выхода на пенсию такой же, как хотят сделать в нашей стране, а то и выше. На что резонный вопрос: а что, в Германии – тоже нищенские пенсии и низкий уровень жизни? А мы должны кормить государство, которому на тебя плевать? У меня все еще есть надежда свалить из страны.
По ее словам, она на митингах не была и не пойдет.
– Очевидно, что митинг ни к чему не приведет и всех повяжут. Но если назреет вопрос, ради которого можно будет реально выйти, – тогда посмотрим. В школе мы митинг не обсуждали. Там тоже все эгоисты – только об учебе и думают, – говорит Маша.
Петр, 17 лет:
– Я не привык ходить на митинги. Считаю, что они не способны что-либо изменить, к тому же есть риск быть задержанным и иметь проблемы с полицией. Сложно сказать, против чего я мог бы выступить в форме уличного протеста. Наверное, против коррупции (порождающей остальные проблемы) и системы образования (не очень понятны цели образования).
Цель протеста – протест
По мнению Марии Мацкевич, старшего научного сотрудника Социологического института РАН, участников митинга 9 сентября волновала не только пенсионная реформа.
– На площадь Ленина пришли в основном молодые люди. Пенсия для них – это нечто абстрактное и уж точно – очень отдаленное. Протест против реформы – скорее не их собственные переживания, а отражение чувств и оценок более старшего поколения. Их волнует общая ситуация в стране, которой они не довольны и которую считают несправедливой. Пенсионная реформа для многих из них – лишнее подтверждение тому, что жизнь устроена неправильно. Пенсионная реформа стала поводом. А целью этого протеста был протест, – говорит Мария Мацкевич.
В целом политическая картина складывается такая, что даже те подростки, которые «политикой не интересуются», неплохо в ней ориентируются. И не исключают, что при определенных обстоятельствах могут выйти на протестные акции.
Елена Роткевич