Особое мнение эксперта Рейтинга строительных компаний Петербурга Дмитрия Ратникова, редактора интернет-газеты «Канонер».
Про петербургский стиль
Не думаю, что существует какая-нибудь особая петербургская архитектура, отличная от московской, тульской или липецкой. Просто есть ограничения, которых в Петербурге больше, чем в каком бы то ни было городе России. В результате петербургские дома получаются более деликатными. Тут почти никто не позволяет себе работать на контрасте с историей, как это модно в провинции и в Европе.
Из последних удачных объектов – «Русский дом» в Басковом переулке от ЛСР. Жилой дом от «Балтийской коммерции» на Корпусной улице, 3. Жилые дома на Кирочной улице, 57 (от Setl Group) и 62 («Балтийская коммерция»), расположенные друг напротив друга. Жилой комплекс на Ушаковской набережной, 1–3 (Setl Group). Это пример достойной архитектуры для спальных районов. Главный плюс – игра объемами, из-за чего комплекс хорошо воспринимается издалека. Да и вообще архитектору Евгению Подгорнову хорошо дается современная переработка советского функционализма 1980-х годов.
Про скандалы
Скандалы вокруг застройки создаются не чьим-то частным мнением, а градозащитниками и СМИ. Исходя из этого самыми скандальными были жилой дом на Корпусной, 3 (из-за близости к ТЭЦ Мендельсона), снос верхних этажей в доме на Кирилловской улице, снос с воссозданием флигеля на улице Репина. Про них ВООПИиК выпустил много релизов. Хотя я все эти три адреса не считаю значимыми для города. А вот реально список неудачных построек последних двух лет:
Скандалы вокруг застройки создаются не чьим-то частным мнением, а градозащитниками и СМИ. Исходя из этого самыми скандальными были жилой дом на Корпусной, 3 (из-за близости к ТЭЦ Мендельсона), снос верхних этажей в доме на Кирилловской улице, снос с воссозданием флигеля на улице Репина. Про них ВООПИиК выпустил много релизов. Хотя я все эти три адреса не считаю значимыми для города. А вот реально список неудачных построек последних двух лет:
1) Лиговский проспект, оба проекта Glorax Group. Ради них снесли дореволюционные здания, они слишком высоки и нависают над примыкающей застройкой.
2) Петровский остров, Петровский проспект, 9, ЖК «Нева хаус» от ЛСР. Просто примитивные коробки, совершенно неведомым образом называемые элитным жилым комплексом, к тому же громадные, подавляющие собой самую важную доминанту квартала – солодовню. Особенно удивительно, что напротив тот же архитектор Евгений Герасимов для Setl Group возводит красивый жилой комплекс «Петровский квартал на Неве».
3) 9-я Советская улица, 3, гостиница от фирмы «Балт инвест групп». Наверное, один из последних примеров издевательского направления «фасадизм»: старинный двухэтажный фасад прилепили на девятиэтажную коробку. Да и сама коробка скучная, там даже обещанную архитектором Никитой Явейном сову над входом не сделали.
4) Рождественский собор на Пискаревском проспекте, 41. Застройщик – приход Благовещенской Пискаревской церкви. Решил взять этот адрес как самый неудачный храм Петербурга. Он олицетворяет собой неумелую попытку выбраться из советской безархитектурной дыры на свет. Автор здания Валентина Залевская, как мне известно, неплохой теоретик архитектуры, но практика ей не далась. Это здание можно сравнить с попыткой человека, до тех пор играющего в дворовый футбол, сразу выйти на поле стадиона и встать в ворота профессиональной команды. Да, желание есть, но не опыт. С другой стороны, это, вероятно, единственный храм в стиле советского ретроспективизма; прежде мне были известны только жилые и административные здания в этом стиле.
5) Улица Мира, 36, ЖК «Коннолахтинский, 55». Пример того, когда под прессом Градсовета и, вероятно, лично главного архитектора СПб Владимира Григорьева компании пришлось реализовать просто издевательский проект жилого дома, внедренный в воссозданный исторический объем. Этот дом противопоставлен окружению настолько, насколько это возможно. Он вобрал в себя все худшие изобретения советской школы, перемешанные с модным «стилем» хаотизм (игра с разноразмерными окнами). Он чудовищен и своим размером, почти вдвое превышая окружающую застройку.
Про оригинальность
Пять самых оригинальных архитектурных проектов:
1) На проспекте Девятого Января, 11, корпус 2, застройщик Андрей Башков возводит завод в виде замка. Он имеет ярко-желтый цвет фасадов и красные шатры. Дом бросается в глаза всем, кто проезжает мимо на электричке или по КАД на машине.
2) ЖК «Петр Великий и Екатерина Великая» в Усть-Славянке. Два жилых дома, схематично изображающие Петра I и Екатерину Великую. Выглядит интересно, но более неожиданным был первый проект, отмененный под гнетом критики.
3) На месте гостиницы «Северная корона» на набережной Карповки, 31, хотят построить жилой дом, сильно напоминающий творчество Федора Лидваля. Реальным автором является Сергей Орешкин. Но главная причина, почему я добавил объект в список, – это желание и архитектора, и застройщика восстановить сквозной проезд по Карповскому переулку. Это крайне нехарактерное для нынешних застройщиков градостроительное решение. Застройщика не указываю, поскольку, по моим данным, проект выставлен на продажу с готовой документацией.
4) ЖК «Четыре горизонта» на Свердловской набережной. Интересная попытка обыграть дореволюционную заводскую архитектуру, выполненную в «кирпичном» стиле. Жилой дом, правда, из-за этого выглядит скорее как бизнес-центр, но зато он, на мой взгляд, бесспорно будет претендовать на статус памятника архитектуры через 70 лет. Архитектор Владимир Григорьев для RBI действительно постарался на славу.
5) Жилое здание на проспекте Ветеранов, 171, корпус 5, построено Setl Group в бывшем поселке совхоза «Предпортовый» между Петергофским шоссе и поселком Сергиево (бывший Володарский). А необычен дом тем, что он имеет один из самых длинных в городе фасадов – 380-метровый. По этому показателю он уступает только 410-метровому дому на улице Типанова, 29. Проект всего городка делало ООО «Простор – Л плюс».
Про деликатность
Из застройщиков, деликатнее всего работающих в историческом центре, на первое место я бы поставил Яна Бобрышева. Он капитально отремонтировал два аварийных дома на улице Тюшина, 6, сейчас будет восстанавливать снесенный после пожара аварийный дом на Большой Разночинной, 6. Бобрышев – пример того, что можно не только заниматься масштабными проектами, гробя историческую среду, но и просто капитально ремонтировать. Это сейчас очень ценно.
На втором месте для меня – RBI. Конечно, у него немало некорректных проектов, но современные более-менее тактичны. Правда, надо над архитектурой поработать. Есть совершенно прекрасный жилой дом на Свердловской набережной. Есть симпатичный, но слишком высокий для места дом на Заозерной, 3а. Неплохой строящийся дом между 2-й и 3-й Советскими. Но есть и примеры студенческой архитектуры – в Полтавском проезде, на Липовой аллее, 15, на Пионерской, 33. Зачем они нужны Эдуарду Тиктинскому, не могу понять. Наверное, просто не хотелось тратить деньги на переделку – но это неправильный подход.
На третьем месте «Балтийская коммерция». Последние проекты компании, созданные Евгением Подгорновым, показывают, что современной может быть и архитектура под классику и конструктивизм.
Наконец, Setl Group – благодаря работе с архитекторами Евгением Герасимовым и Евгением Подгорновым в арсенале этого девелопера есть удачные примеры в центре: на Кирочной улице и улице Мира.