Прокуратура Пушкинского района внесла представление директору школы № 695, в связи с тем, что учительница музыки этой школы применила «недопустимые методы воспитания» – обзывала и оскорбляла учеников. «Город 812» провел собственное исследование и выяснил, что проблема не единична. Многие педагоги на уроках ругаются. Почему они это делают и надо ли с этим бороться? Мы спросили экспертов.
Любимые ругательства педагогов
Ученик 6-го класса школы № 695 во время урока музыки 11 сентября снял на мобильный телефон, как учительница отчитывает класс. Педагог обращалась к детям: «Чё, тупые?», называла учеников убогими, а школу – бедняцкой. Видео попало в Интернет, затем в СМИ. Случился скандал. Прокуратура Пушкинского района провела проверку. Факты подтвердились. Как установили в ведомстве, педагог применила недопустимые методы воспитания, а ее высказывания нарушили «права обучающихся на гуманистическое обращение», а также нормы профессиональной этики педагогических работников.
20 сентября прокуратура внесла представление директору школы, велев привлечь виновных к ответственности. Сейчас педагог – участница скандала – находится на больничном.
«Город 812» провел собственный опрос школьников 4–11 классов. Мы спросили, ругаются ли на них учителя, и какими словами. Оказалось, что ругаются. Почти все педагоги.
Что педагоги говорят, когда ученики плохо себя ведут? – рассказали сами дети. Похоже, любимое ругательство школьных учителей – «тупые». Это слово повторялось в ответах чаще всего. Повторы мы убрали. Вот какой список ругательств получился.
Олухи
Серость
Тыр-пыр, семь дыр
Чайники
Из деревни Гадюкино
Даунята
Крокодилы
Дурилки картонные
Придурки
Пудели
Умственно отсталые
Тугодумы
Тупилы
Самый ужасный класс
Есть вариант, когда педагог не говорит, но делает:
«Учитель математики имеет привычку выбрасывать в урну учебник неуспевающего ученика».
Виновато социальное расслоение
Ситуации, когда приходится кричать, – редкость или обыденность в школах? Как бороться с ругающимися учителями? Вот что думают о проблеме сами педагоги.
Татьяна Иванова, преподаватель русского и литературы с 30-летним стажем, сейчас на пенсии:
– Педагога, который ругается, надо выгонять из школы за профнепригодность. Наверное, у той учительницы музыки нервы сдали. Мы не знаем, что у нее произошло. Может, что-нибудь очень-очень серьезное, но все равно – нужно уметь держать себя в руках. К счастью, у меня таких ситуаций не было. Могла покричать, могла угрожать. Терпеть не могла, если при мне ругались. Даже один раз на родительском собрании сказала: «Если услышу, что ругается, по зубам получит». Как учитель я, конечно, не имею права, но как женщина – не потерплю. На что мне ответили родители-отцы: «Мясо ваше – кости наши. Только не поломайте». Сейчас, по-моему, в школе еще труднее стало. Потому что дети – не такие, да и родители другие. Очень трудно завоевать уважение учащихся. Они очень отличаются от тех, что были раньше. Социальное расслоение в обществе дает о себе знать. Почему-то уважают больше тех, кто больше имеет – не в голове, а в кошельке. Когда ребенок видит, что учитель по материальному статусу ниже, чем его родители (а он зачастую приравнивает себя к родителям), тогда позволяет себе огрызаться, грубить, хамить. Такое имело место и раньше, но не так явно. Раньше это было стыдно – сами же одноклассники могли одернуть. А сейчас – чем дальше, тем хуже. Когда изначально учителей не уважают, очень трудно. И все это от родителей идет, от воспитания. Мне часто бывает обидно и стыдно за наше образование. Но не может так быть, что виноват кто-то один. Надо и с детьми, и с родителями, и с учителями работать.
У нас нет способов воздействия на учащихся
Дмитрий Гущин, преподаватель математики и физики гимназии № 261, победитель конкурса «Учитель года»:
– К сожалению, случай этот настолько не единичный, что надо задуматься о причинах. Их много. Одна из важнейших – в том, что у учителей практически нет действенных способов воздействия на нерадивых учащихся. Когда ученик не готов к уроку, отвлекается сам и отвлекает других, обижает одноклассников или даже, не дай бог, подвергает свою жизнь опасности – учитель не имеет рычагов воздействия на него. В российской школе педагог может только поставить двойку, но на отстающих и недисциплинированных эта мера действует очень слабо. Все знают, что на второй год почти никого не оставляют, а за двойки учитель пострадает даже больше. Скажут, что не смог научить, не заинтересовал, не проявил индивидуальный подход… Да и зарплату снизят, так как стимулирующая часть выплат учителю зависит от успеваемости учащихся. Так не везде. Во Франции, например, если ученик опоздал, принес в школу мобильный телефон, не готов к уроку или нарушает дисциплину, учитель может оставить его после занятий, дать дополнительное задание, в серьезном случае – подать служебную записку директору. Если претензий много, то ученика исключат из школы: в первый раз на время, потом – навсегда. В России ответственность за обучение, воспитание и безопасность учащихся лежит на учителе, а из инструментов для ее обеспечения есть только слово. Вот он и кричит. Не имеет права. Должен держать себя в руках в любой ситуации. Должен всем своим поведением показывать образец для подражания. Но иногда не справляется с грузом ответственности и кричит. От собственной беспомощности.
Тетушки с кичками уйдут
Константин Тхостов, директор лицея № 369 Красносельского района:
– Да, мы сталкиваемся с ситуациями неадекватного поведения сотрудников образовательных организаций. В первую очередь это связано с проявлением непрофессионализма. Учитель должен соответствовать запросам детей. Быть им интересен. Современные дети отличаются от нас. Многие говорят: «агрессивное поколение». Нет, это не дети агрессивные – это их ответ на тот градус агрессии, который есть в обществе. К сожалению, мы никак не хотим признать, что современные дети – всего лишь зеркало, в котором это общество отражается. Учителя должны разговаривать с ними на том языке, который они хотят слышать. Дети – партнеры, а не подопытные кролики, которым говорящая голова учителя вбивает, что дважды два – четыре. Сегодня немыслим авторитаризм, который был принят в школах еще 25–30 лет назад. Но и «эй, чувак!» дети тоже слышать не хотят. Они хотят, чтобы их уважали, чтобы они были соратниками, партнерами. При грамотном подходе к педагогическому процессу учитель делает детей экспертами в определенных областях, в которых мы, к сожалению, уже отстаем от нового поколения. Не каждый учитель к этому готов. Я думаю, что скоро уйдут в прошлое все кричащие на уроках тетушки с кичками. Криком мало чего добьешься. Поверьте, это – крик души. Потому что если ребенку интересно на твоем уроке, кричать нет повода. Мы сейчас в школе тестируем новые интерактивные панели. Вы не поверите: на уроках очередь стоит, чтобы выйти к доске! Детей не оторвать от того, что им нравится. Сегодня профессионально выгореть может только тот учитель, который не хочет сверять свою профессиональную практику с часами сегодняшнего дня.
Когда раздражают ученики
По мнению психолога ЦВЛ «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина Анны Алексеевой, учителя, которые кричат, вероятно, сами нуждаются в помощи. У этого состояния и название имеется – эмоциональное выгорание, оно включено в МКБ-10 (Международную классификацию болезней).
– Крик, ругань учителя на уроке – признак эмоционального выгорания. Это распространенная проблема, характерная для тех, кто работает с людьми: учителей, воспитателей, врачей, психологов, тем более что в нашем обществе многие «помогающие» специалисты работают на износ по 30 лет. Выгорание выражается в физической усталости, душевной пустоте, утрате сопереживания. Начинают раздражать ученики, нагрузка, ранние подъемы на работу. Раздражение переходит в злобу и постоянное недовольство собой, окружающими, работой в целом. Со временем эти явления нарастают, проявляются уже в виде депрессий, неспособности адекватного общения, при этом критика к своему поведению и контроль снижаются. Последнюю степень часто называют синдромом отвращения.
В России проблеме не придают серьезного значения, хотя внимания к этому вопросу много, но скорее – на теоретическом уровне. На Западе для специалистов, работающих с людьми, обязательны регулярные тренинги, терапия, предупреждающие эмоциональное выгорание.
В моей практике был случай, когда учительница довела 10-летнего мальчика до суицида. К счастью, он не успел его завершить. Педагог часто повышала голос, допускала оскорбления, была излишне строгой, требовательной. Ребенок очень переживал, считал себя неспособным учеником, виноватым во всем. Для ранимых детей подобное поведение педагога может привести к стрессу, невротическим расстройствам и полностью убить желание посещать школу.
Но бывает, что ученики сознательно доводят учителя, специально провоцируют его на крик. Например, есть дети с особенностями психики, получающие удовольствие от издевательств над учителем, самоутверждаясь так среди одноклассников. Важно, чтобы педагоги имели возможность своевременного получения психологической помощи и поддержки, – говорит Анна Алексеева.
Ученики не замечают
«Город 812» спросил самих детей: как они относятся к тому, что учителя ругаются? Большинство школьников ответили, что к такому стилю общения привыкли и не замечают его, а на «ругательные слова» педагогов обратили внимание лишь после наших вопросов.
– Она (учитель. – Ред.) вообще ненормальная. Поэтому и кричит, наверное, – объясняет четвероклассник.
– Если на меня учитель ругается (это редко), я просто мимо ушей пропускаю. Когда на других кричит, хочется дать ей в морду, – говорит шестиклассник.
– Раньше наша классная руководительница часто на нас кричала. Было обидно. Но никто не жаловался, чтобы не посчитали стукачами. Сейчас у нас другая классуха. Она не обидно ругается, а, скорее, смешно. Например: «Что ж вы, крокодилы такие, не справились с простым заданием!», – говорит десятиклассница.
–Учитель ругает обычно кого-то одного – если, например, забыл тетрадь. Выставляет его дебилом. Остальным смешно, все ржут, – рассказал восьмиклассник.
Кстати. Право школьников на «доброго» учителя защищает федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Там же описаны обязанности педагогов.
Согласно статье 34, «обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья». В статье 48 говорится, что педагог «обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений». Если какая-то из этих норм нарушается, на учителя можно пожаловаться – директору школы, в конфликтную комиссию (если она создана в школе), в РОНО, в прокуратуру.
Елена Роткевич
P.S. Товарищ Дынин, начальник пионерского лагеря из фильма “Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен” (на картинке), детей не ругал и пользовался у них заслуженным уважением.