9 ноября 1918 году кайзер Вильгельм II отрекся от престола.
9 ноября 1938 года нацисты организовали еврейские погромы в “хрустальную ночь”.
9 ноября 1989 года пала Берлинская стена.
И вот что я думаю в связи со всеми этими только что прошедшими годовщинами.
Единая великая Германия – это, на мой взгляд, спящий дракон (как, впрочем, и Россия).
Что будет, если/когда немцам вдруг надоест каяться? О каком варианте великой нации они на сей раз задумаются? Под каким углом перечитают “Письма к немецкой нации” великого философа Иоганна Готлиба Фихте?
То, что немцы по-прежнему хотят гордиться собой, своим государством и своей ведущей ролью в жизни Европы – это вряд ли требует особых пояснений.
Проект Евросоюза в его нынешнем виде – это ведь, по большом счёту, политкорректно декорированный проект единой Европы под эгидой “великих наций”. Сегодня эти великие нации – Германия и Франция (Британия откололась). Но если отколется Франция – а от импульсивных французов (не сегодня и не завтра, но, т.с., послезавтра) этого вполне можно ждать?.. Чем окажется ЕС в этом случае?..
Лучшим проектом немецкого будущего, по мне, был бы мирный и эволюционный возврат к эпохе “до Бисмарка”. К небольшим германским государствам и городам, которые, собственно, и породили в своё время великую немецкую культуру.
Не случайно, думаю, один из самых ярких немецких либералов и интеллектуалов XX века, остро чувствовавший нарастающий кризис “покаянного дискурса” и угрозу великодержавного реванша, которую он в себе таит, Гюнтер Грасс выступал против объединения Германии.
Впрочем, пока всё это можно счесть излишне тревожными лжепророчествами. ФРГ сегодня – одна из самых успешных и демократических стран мира. И с этим её, безусловно, можно и нужно поздравить.
Даниил Коцюбинский