Театр юных зрителей им. А.А. Брянцева представил в конце года на суд публики новый спектакль – постановку народного артиста России Марка Розовского «Бедная Лиза» в режиссёрской инсценировке легендарной повести Карамзина, которую принято считать образцом русской сентиментальной литературы. Казалось бы – чем же может зацепить современную молодежь эта наивная история? Бедная крестьянка Лиза влюбляется в дворянина Эраста, а после разрыва с ним, не сумев пережить этот удар судьбы, топится в пруду.
Кроме того – режиссёр избрал довольно традиционную форму для постановки – в лучших традициях театра 1970-х годов, избегая осовременивания и нарочитой актуализации сюжета. Сам Розовский определил жанр спектакля как «русский мюзикл», и действительно – в музыкальном ряде постановки (автор музыки – сам Розовский, автор стихов – Юрий Ряшенцев) явно прослеживается песенный стиль Высоцкого и Миронова, добавляя «Бедной Лизе» ностальгическую ноту, истинную классическую театральность, которую сейчас уже не встретить на современной сцене.
Используя традиционную форму и старомодность как приём, режиссёр, как ни странно, попал точно в целевую аудиторию театра: подростки и молодежь, пресытившись театральным экспериментом, восприняли искреннюю, наивную, душевную «Бедную Лизу» как глоток свежего воздуха – заполненная до отказа Большая сцена ТЮЗа на час с небольшим сценического времени то погружалась в затаившую дыхание тишину, то оглушалась звонким смехом: спектакль даёт повод и сопереживать, и смеяться.
Главную роль в спектакле исполняют две актрисы – и это две совершенно разных Лизы: характерная, эксцентричная по своей актерской природе Анна Мигицко и лиричная Мария Хрущева. Обе актрисы одарены музыкально, и размеренную, драматически-выстроенную музыкальную линию своей героини ведут от начала до конца спектакля на высоком профессиональном уровне: от легкого водевиля – к драматичному финалу. На роль Эраста Розовский также подобрал двух совершенно разных молодых артистов – Никиту Марковского, которого сегодня считают главной молодой звездой ТЮЗа и не менее талантливого Константина Федина. «Уж восхищенья больше нет…» – переломная реплика Эраста, переломный зонг в спектакле, который разворачивает действие от комедии к драме, ведущей к неотвратимому трагическому финалу. После сцены, в которой Лиза теряет невинность, зритель наблюдает по-настоящему глубокую, сложную, психологически достоверно сыгранную историю, пробирающую до мурашек. Режиссеру удалось совместить в спектакле юмор, иронию и истинную трагедию, что являет собой пример талантливого совмещения сценических жанров – низкого и высокого. Второстепенный, но очень важный для истории персонаж – Старушка-мать в исполнении Лилиан Наврозашвили и Марии Сосняковой. Образ матери в этом спектакле замыкает на себе идею народного голоса; голоса старшего поколения; неотвратимости судьбы и интуитивной мудрости. Старушка-мать видит и чувствует боль своей, сломленной предательством, дочери, но не может ничего сделать и повлиять на исход событий. Протяжные, грустные песни в исполнении этих актрис становятся значительной составляющей музыкальной партитуры спектакля. Еще один персонаж спектакля – Рассказчик, он же – Леонид в исполнении Алексея Титкова. Он ведет сюжетную линию от начала и до конца, комментирует события и, словно движимый самим автором, подталкивает героев к тем или иным действиям.
Время действия – восемнадцатый век. За условное воспроизведение эпохи в сценографическом решении отвечает известная театральная художница Ксения Шимановская. На сплетенном из веревок заднике сцены, отделяющем пространство актерской игры от дальней оркестровой зоны, мы видим словно кукольные белые домики и церквушки; достоверность века – в мебели и реквизите: стол, стул – зона Рассказчика; лестница, лавка и образок – зона Лизы; разнообразно обыгрываемый сундук – место действия Эраста. Костюмы также претендуют на историческую достоверность и артисты смотрятся в них на редкость органично. За световое оформление в постановке отвечает золотомасочник Денис Солнцев: сложное, большое пространство сцены ТЮЗа благодаря ему приобретает легкую ажурность, прекрасно гармонируя с декорациями.
Как гласит программка, режиссер Марк Розовский посвящает свою работу своему учителю и творческому соратнику Г.А. Товстоногову. В этом посвящении и кроется ответ на вопросы об уместности классической традиционной формы постановки. Все новое – это хорошо забытое старое. И в новом спектакле ТЮЗа эта формула, безусловно, сработала на все 100%.
Яна Никитина