Обычно я не пишу на юбилейные даты. Но в этот раз решился. Уж больно дата серьезная – пять лет присоединению (воссоединению) Крыма.
Я специально посмотрел, о чем писал в то время – пять лет назад. И увидел, что в июне 2014 года написал текстик про художественного руководителя театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Юрия Александрова, который собирался ставить оперу-митинг «Крым».
С тех пор вся наша политическая жизнь – сплошная опера-митинг. Сладко поют и громко кричат.
Крым-2014 стал рубежом. Патриотизм в нашей стране наконец-то получил законченный вид. Если до рубежа достаточно было демонстрировать любовь в Родине-Путину, то после него сделалось обязательным ненавидеть весь мир.
И даже российское телевидение превратилось в украинско-американское. Как ни включишь – говорят только об Украине. За исключением тех случаев, когда говорят об Америке. Я, к счастью, очень редко включаю.
Оценивать присоединение-воссоединение в историческом масштабе, наверное, пока рано. Впрочем, это сделали без меня.
На сайте «Челзнак» продаются медали «5 лет воссоединения Крыма с Россией» и «235 лет присоединению Крыма к России».
«Воссоединение» стоит 440 рублей, тогда как «присоединение» – всего 420. То есть деяния президента Путина оцениваются на 20 рублей дороже, чем деяния императрицы Екатерины II.
Между прочим, про императрицу нам кое-чего рассказали по телевизору. Цитирую Пятый канал: «После того как хан Шагин Гирей отрекся от ханства, жителям Крыма были розданы подписные листы, где те указывали, хотят они или не хотят войти в состав Российской империи. Большинство подписали эти листы, и Крым перешел под власть Екатерины».
Вот оно, оказывается, как все было. Тоже, оказывается, референдум проводили.
Правда, в Манифесте о присоединении почему-то ни о каких подписных листах Екатерина не упоминает. Наверное, просто забыла.
Вообще, страстная любовь российского народа к Крыму носит какой-то иррациональный характер. В 1991-м мы потеряли 14 союзных республик. Но больше всего горевали по поводу Крыма. Как говорил президент Путин, «Россия почувствовала, что ее даже не просто обокрали, а ограбили».
Почему именно Крым? Не понимаю.
Меня уверяют, что Крым – воинская слава России. Ну, положим, Крымская война не такая уж великая слава. А кроме того, есть же, например, Брестская крепость. Тоже воинская слава. Но никого не интересует, что она находится в Белоруссии.
Еще меня уверяют, что в Крыму хорошо отдыхать. Вопрос спорный. Я отдыхал и говорю со знанием дела: вопрос очень спорный. К тому же отдыхать в Крыму можно было и до 2014 года. Безо всяких проблем.
Нет, тут явно что-то мистическое. Какие-то, видимо, скрепы.
Рылся я в Интернете. Интернет-поисковики вывели меня на сайт «Омск-информ». И там мистическо-иррациональное обнаружилось в ярком, чистом, рафинированном виде.
Сайт пишет, что в марте 2014-го «Крым вновь вернулся в “родную гавань” и стал частью России». Чувствуется удовлетворение.
«Сразу после этого весь западный мир ввел незаконные санкции против России…» Как видим, патриотический пафос нарастает. И вдруг: «…которые привели к падению объемов производства и обнищанию населения».
Так прямо и сказано: «к обнищанию населения». А дальше объясняется, что «доходы жителей региона сокращаются пятый год подряд». То есть с того самого момента, когда Крым вернулся в родную гавань.
Более того, «за последние 5 лет миграционный отток из Омской области только усилился». Согласитесь, ощущается оппозиционный накал.
И – снова – вдруг: «Тем не менее, омичи масштабно отпразднуют присоединение Крыма». «Кульминацией торжеств станет большая праздничная программа».
Что они отпразднуют? Обнищание? Миграционный отток?
Я погорячился. Иррациональное – это не только про Крым. Это про всю Россию. Которую умом не понять, аршином не измерить, а верить уже сил никаких нет.
С праздником вас. С пятилетием.
Глеб Сташков