Александр Беглов завел себе собственную передачу по телевизору. Чем продолжил добрую традицию, прерванную его предшественником.
Первая часовая программа «Петербург. Новый взгляд. Разговор с Александром Бегловым» вышла в эфир в четверг на 78 канале. Ограничение по возрасту – «12+». По закону это значит, что «допускается эпизодические изображение или описание жестокости и насилия при условии, что выражается сострадание к жертве и осуждение насилия, за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства». Про ограничения по сексу почитайте сами.
Все сделано по канонам жанра. Беседа градоначальника с ведущим в студии, перемежающаяся сюжетами. В первый раз обсуждали стратегию развития города, расселение аварийного жилья, реставрацию памятников, а также отставки чиновников. «Неприкосновенных нет», – решительно сказал врио губернатора. В сюжете мелькнули лица Игоря Албина, Ирины Бабюк, Сергея Серезлеева и Валерия Шияна. Каждого помянули недобрым словом. «Что касается Комитета по печати. Недополучили 4 миллиарда рублей. Это ж сколько детских садиков, школ и поликлиник», – возмутился Александр Беглов. Часть сюжетов основана на обращениях граждан: с душераздирающими историями, кадрами залитых потолков, отслаивающихся обоев и т.д.
Однако нельзя сказать, что PR-блок Смольного изобрел велосипед. Подобные программы заводили себе все отцы города, начиная с Владимира Яковлева, причем не перед выборами, а для поддержания текущего имиджа. Яковлеву было тяжело: свое правление он начинал еще до эпохи «тучных годов», в лихие демократические времена, когда коммунисты вполне серьезно собирали подписи за его отставку. Поэтому пиар его носил антикризисный характер. И заканчивал тоже неважно: под давлением враждебно настроенного к нему полпредства. Правда, к этому моменту Владимир Анатольевич так навострился держать удар, что мог позволить себе роскошь приглашать на собственные передачи оппозиционных журналистов и дебатировать с ними. Было красиво, но недолго.
Валентина Матвиенко не имела нужды идти на такие риски и комфортно общалась в студии передачи «Диалог с городом» с собственным пресс-секретарем, бывшим тележурналистом Александром Коренниковым. Правда, потом (но еще в ее правление) всплыл не предназначавшийся для широкого круга зрителей двадцатиминутный ролик, который чиновники снимали ко дню рождения губернатора по мотивам этой передачи. Из него выяснилось, что в Смольном относились к собственному пиару даже более цинично, чем многие критики режима могли предположить. Но с феерической самоиронией.
У Георгия Полтавченко общение с телезрителями, даже в режиме абсолютной лояльности, не задалось. В искреннем порыве он сказал, что водители, бибикавшие кортежу Дмитрия Медведева, – «жлобы», и не найдя понимания у горожан, больше в телевизоре не появлялся.
Александр Беглов, конечно, ошибок Георгия Полтавченко повторять не будет. Но снимут ли ему на день рождения ролик лучше, чем Валентине Матвиенко, – неизвестно.
Станислав Волков
Комментарий
“Пиар неплох, но идет параллельно”
Евгения Флерова, бизнес-коуч, в 1997– 2000 годах руководила сектором информационной политики Смольного, была советником Владимира Яковлева:
– Работа пиарщиков Александра Беглова более чем заметна, они с огромным энтузиазмом отрабатывают предложенные им деньги и карьерные перспективы. Это профессионалы высокого уровня, кальки и шаблоны взяты из лучших пособий и историй успешных выборов. Сам Беглов также выглядит усердным солдатом, выполняющим приказы пиар-полковников.
Но вот вопрос: зачем Петербургу кальки и шаблоны, особенно московские? Зачем будущему генерал-губернатору выглядеть еще даже не до конца вымуштрованным солдатом? Из его предшественника, кандидата с роскошными данными (внешними – точно) уже сделали в информационном пространстве в свое время вялую серую мышь.
А что предлагают теперь? Белку в колесе! Неутомимого труженика, чьи подвиги смотрят на нас из каждого утюга 24/7. Весь пиар неплох, но идет параллельно, сам по себе, отдельно от Петербурга, избирателя и самого Беглова.
Что нужно? Чтобы кандидат соответствовал социальному запросу – здесь и сейчас, в этом (СПб) месте и в это (Россия) время. Чтобы личность и навязанный ей образ не противоречили друг другу и были адекватно представлены потенциальному электорату. Чтобы главный герой чувствовал себя раскованным, естественным и чтобы атмосфера вокруг него этому способствовала.
Как тренер-консультант с огромным стажем, убеждена в том, что из человека надо вытащить его самого, его потенциал, а не обучать его чему попало, пусть даже правильному и прогрессивному. Задача любых тренеров и консультантов – немного расширить репертуар и повысить выносливость, в данном случае –
к избирательной кампании. Новые старые политики (Матвиенко, Полтавченко и теперь Беглов) никогда не были внутренне готовы к выборам. Притом что мамок и нянек у них всегда было до фига: к Кожемяке на край света вся политтехнология съехалась, а посчитать (возможно – не утверждаю) все равно пришлось по-старому, ибо работать по-новому никто на выборах не захотел. Если и здесь такая задумка – так зачем вообще это обсуждать?
Чего не нужно делать? Точно не нужно натаскивать кандидата на говорение, лепить ему нелепые имиджи. Надо создавать атмосферу, в которой ему будет легко.
Приведу пример и, пользуясь случаем, опровергну некоторые старые заблуждения, расставлю точки над i.
Все отмечали, что начиная с 1997 года, когда в Смольный пришли (питерские!!!) политтехнологи, губернатор Яковлев стал говорить лучше. Натаскали, мол, научили говорить. Это неправда. К дебатам 1996 года, когда он победил Собчака, Яковлева готовили, и не только к телевизионному формату (это делал Александр Ершов). Здесь предатели Собчака подсуетились и сдали тему дебатов команде Яковлева. Но говорить его никто не учил.
К сожалению, некорректные высказывания одного из конкурентов (Ершов якобы «научил говорить») стоили Александру Ершову отношений с семьей губернатора Яковлева. От был отстранен от общения и уже поэтому не мог учить его говорить. Саша не впал в обидки, его креативная работа была бесценна.
Огромный прогресс в выступлениях Яковлева был достигнут за счет нарастающей уверенности в себе, востребованности его трудов и качеств жителями города и – не в последнюю очередь – атмосферой, которая была создана его командой. Выстроила все и привлекла всех лучших на тот момент его покойная ныне супруга. У нас сложились прекрасные человеческие отношения со всеми, на каждом участке системной работы, которой мне довелось руководить. Особая благодарность – социологам, которые давали неприукрашенные, пусть и неприятные данные. И, разумеется, телевизионщикам. Все, что получилось, – это результат системной, кропотливой, многотрудной работы в также кропотливо созданной атмосфере, которую из Москвы не привезешь и с наскока не выстроишь. Какая б Администрация за спиной у вас ни стояла.
Насколько я лично помню Александра Беглова – он не социопат, он способен к эмоциональному сопереживанию, в этом смысле у него есть шанс.