16 апреля 1319 года родился французский король Иоанн Добрый. Вообще говоря, Иоанн Добрый не был добрым. Он страдал припадками бешенства, а вступив на престол, первым делом казнил коннетабля Рауля де Бриенна.
То есть Иоанн Добрый был, скорее, злым. Как Карл Злой, которого Иоанн Добрый посадил в тюрьму, хотя логичней было бы наоборот.
А добрым короля называли за щедрость. Он ничего не жалел для своих приближенных. Устраивал для них пиры и дарил им подарки.
В этом нет ничего плохого. Плохо, что Иоанн Добрый, не будучи добрым, был глупым. Хотя прочитал несколько книг и считался очень образованным человеком.
Французский король жил рыцарскими идеалами. И учредил орден Звезды.
Опять же – в этом не было ничего плохого. Английский король Эдуард III тоже учредил орден Подвязки.
Но члены ордена Звезды давали клятву: никогда не отступать в бою.
Как-то раз рыцари Звезды попали в засаду. Им надо было отступить, перестроить ряды и разгромить противника. Но они не могли отступить – они давали клятву. В итоге всех этих болванов перебили.
А разбрасываться рыцарями было глупо, ведь шла Столетняя война. Французы воевали с англичанами.
Папаша Иоанна Доброго – Филипп Валуа – проиграл битву при Креси. И не просто проиграл – он бежал с поля боя. Иоанн Добрый осуждал отца, полагая, что папаша предал рыцарские идеалы и покрыл позором весь род Валуа. Поэтому Иоанн Добрый никогда не отступал.
Он сошелся с англичанами в битве при Пуатье. Французов было в два раза больше. Они могли просто осадить англичан. Но осаждать – это не по-рыцарски. Осаждать – это трусость. Это почти как отступать. А по-рыцарски – это наступать.
Иоанн Добрый начал битву. И сразу же угробил весь цвет французского рыцарства. Король отправил отряд в 500 рыцарей атаковать английских лучников. И лучники всех этих рыцарей перестреляли.
В общем, англичане разгромили французов. Иоанн Добрый проиграл, но не отступил. Он взял боевую секиру и пошел рубиться с врагами.
Англичане окружили короля. Каждый англичанин мечтал пленить Иоанна Доброго. Не потому, что это такая уж большая честь, а потому, что за короля можно получить хороший выкуп. Англичане-то народ прагматичный.
Иоанн Добрый оказался перед выбором: погибнуть или попасть в плен. Он предпочел плен. Поскольку плен не считался позором. Отступить – это позор, а плен – элементарное невезение.
На самом деле не повезло Франции. Если бы Иоанн Добрый погиб, ничего страшного не случилось бы. Королем стал бы старший сын Иоанна – дофин Карл.
Но Иоанн Добрый не погиб. Поэтому Карл стал не королем, а как бы врио короля.
А врио – это все-таки не король. Его можно признавать, а можно и не признавать.
Карлу пришлось туго. Армия погибла при Пуатье. Восстал Париж. Восстали крестьяне. В казне нет денег. А деньги нужны – надо же выкупать папашу из плена.
А папаша тем временем жил в Англии. И хорошо, надо сказать, жил. Пил вино, ездил на охоту и закатывал пиры в честь короля Англии.
Но в плену ему все же не нравилось. Он говорил сыну Карлу:
– Давай, мол, сынок, побыстрее собирай деньги, выкупай меня из плена и заключай мир. А если англичане чего-то требуют, так ты со всем соглашайся.
Но Карла не зря прозвали Мудрым. Он не хотел уступать англичанам все, что они требовали. Он торговался.
А англичанам надоело ждать. И они посадили Иоанна Доброго в Тауэр под усиленную охрану, лишив охоты и рыцарских турниров.
Французский король совсем заскучал. И торопил сына. А сын торговался. Иоанну Доброму пришлось просидеть в плену четыре года.
Наконец, мир заключили. Французы отдавали англичанам Аквитанию, а за короля обязались заплатить три миллиона экю. Деньги пришлось собирать всей страной, которая не пришла от этого в восторг.
Собрали 400 тысяч. Англичане освободили Иоанна Доброго. Но потребовали заложников. Иначе французы могли и не заплатить оставшиеся 2 миллиона 600 тысяч.
В число заложников входил сын Иоанна Доброго – Людовик Анжуйский. Ему, как и папаше, не нравилось в плену. И Людовик попросил, чтобы ему разрешили совершить паломничество к Булонской Богоматери.
В Булони он встретился с женой, которую не видел несколько лет. Плен ему не нравился, а жена понравилась. И Людовик убежал.
Все возмущались. Английский король Эдуард III написал Людовику Анжуйскому: «Вы запятнали честь своего рода».
А Иоанн Добрый собирался в крестовый поход. Я уже говорил, что он был дурак. Франция загибается, а он в крестовый поход намылился!
Но какой может быть крестовый поход, если сынок запятнал честь рода Валуа? Поход пришлось отложить. Чтобы спасти честь рода, Иоанн Добрый вернулся в Англию и стал заложником, заняв место сбежавшего сына.
Через несколько месяцев этот достойный король умер. Предварительно доведя Францию, что называется, до ручки.
Вообще-то правильнее было бы называть этого короля Иоанн Глупый. У нас – Иоанн Грозный, а у них – Иоанн Глупый. Потому что у нас завсегда лучше, чем у них.
Глеб Сташков