Железнодорожные переезды – загадочные транспортные объекты. Невозможно точно предсказать, когда они закроются и когда откроются. Особенно надолго перекрывают движение скоростные поезда: шлагбаум порой опускается за 20–30 минут до прохода «Сапсана» или «Аллегро».
Непонятно: зачем так? Еще большая загадка: почему шлагбаум поднимается не сразу после прохода «Аллегро», а иногда через 5–7 минут?
Проблема переездов вновь стала остро актуальной недавно, когда РЖД объявило о решении вдвое увеличить с 1 августа количество «Сапсанов». Намерение железнодорожников вызвало волну народного и даже властного возмущения: если РЖД претворит решение в жизнь, то переезды только в Колпинском районе будут закрыты для автомобилей до 17 часов в сутки. Возможно, из-за народного гнева, а может, чего-то другого, но удвоение «Сапсанов» РЖД пока притормозило.
Однако проблема все равно есть: автомобилисты стоят на переездах, пропуская скоростные поезда по 30–40 минут. А в Ленинградской области жизнь многих поселков оказалась подчинена железнодорожному расписанию.
Несколько лет назад, когда «Аллегро» только запустили, жители Выборгского района Ленобласти (поселков Харитоново, Яшино, Кравцово, Усадище и др.) яростно выступали против.
Железнодорожный шлагбаум, пропуская «Аллегро», надолго перекрывал единственную дорогу через эти поселки. Дети опаздывали в школу, взрослые на работу, «скорая» не могла попасть к больным. Жители требовали построить путепроводы или отменить «Аллегро». Писали Путину, устраивали митинги. Путепроводы с тех пор так и не построили, «Аллегро» не отменили, но проблема, по словам жителей, «рассосалась».
Как рассказали «Городу 812» в администрации МО «Селезневское сельское поселение» (куда входят эти поселки), железнодорожный переезд из-за «Аллегро» теперь надолго не закрывают.
– Раньше стояли по полчаса, сейчас такого нет. Минут за десять, буквально, опускают шлагбаум: поезд прошел – и сразу поднимают, – поделилась сотрудница администрации.
– Все зависит от того, кто дежурит по станции и когда дают команду дежурным по переезду. У них есть ведомственные инструкции, что за полчаса до «Аллегро» надо закрывать переезд. Но они иногда идут водителям навстречу и опускают шлагбаум чуть позже – минут за 10–15 до прохождения скоростного поезда. Это вопрос личной ответственности самого дежурного. Я могу только догадки строить, как это происходит. За сколько закрывают и открывают шлагбаум – нет конкретного хронометража. Каждый раз время разное. Все зависит от времени суток, от количества автомобилей. Как-то я десять минут простоял уже после прохода «Аллегро», – рассказал депутат Селезневского сельского поселения Андрей Евдокимов.
Со слов селян получается, что работу железнодорожного переезда можно регулировать «на местном уровне»: если сильно митинговать, то железнодорожники будут открывать переезды быстрее.
Как на самом деле работают переезды? От чего зависит время их открытия и закрытия? И зачем шлагбаум остается закрытым еще несколько минут после прохождения поезда? С этими вопросами «Город 812» обратился пресс-службу Октябрьской железной дороги.
Сначала нам ответили устно. Но ясности ответ не внес.
– Не может такого быть: когда хотим, тогда и закрываем! Там автоматика. Из центра управления перевозками подается сигнал, что едет поезд. Это целая большая система. Перед высокоскоростным поездом, по-моему, за 15 минут закрывается переезд. Не может быть такого, что перед ним положено закрывать за 15 минут, а они закрывают за 20. Либо там другой поезд проходил, либо маневровые работы ведутся, либо путевые. Все не просто так. Есть нормы безопасности. Нормативные документы. Для скоростных поездов – свои нормативы, для грузовых – другие, и так далее, – немного сбивчиво объяснили в пресс-службе, а потом предложили прислать официальный запрос.
В запросе мы попросили указать те самые нормативы: за сколько минут до прохода грузовых (пассажирских, скоростных) поездов должны закрываться переезды? И когда – должны открываться?
Официальный ответ ОЖД также тумана не рассеял.
– Железнодорожные переезды функционируют в автоматическом режиме. Их открытие и закрытие происходит при появлении поезда на участок приближения. Время закрытия переезда обусловлено скоростью приближающегося состава, а также профилем пути на данном конкретном участке. Исключением является высокоскоростной подвижной пассажирский состав. При проследовании поездов «Сапсан» и «Аллегро» закрытие переезда происходит в автоматическом режиме не менее чем за 10 минут. Открытие происходит также в автоматическом режиме сразу после освобождения поездом поездного участка. Дежурный по переезду (или другой работник железной дороги) не может изменять время открытия или закрытия переездов. Однако, в случае возникновения нештатной ситуации, такой, к примеру, как застрявший на переезде автомобиль, дежурный по переезду может открыть переезд для удаления препятствия из габарита пути. Действия в подобной чрезвычайной ситуации строго регламентированы. Информация о наличии предметов, угрожающих безопасности движения, доводится до дежурного по ближайшей станции, а также машиниста поезда, приближающегося к переезду.
Железнодорожники отрицают, что шлагбаум может оставаться закрытым, если поезд давно прошел. Ситуацию пояснил проректор Университета путей сообщения Игорь Киселев. По его словам, такое бывает, если работа переезда плохо отлажена.
– Каждый переезд нужно рассматривать конкретно. Там срабатывает автоматика нашего российского производства. Так называемые рельсовые цепи: поезд, проходя по перегону, своими колесными парами замыкает рельсовую цепь, и это является сигналом того, что поезд приближается. После того как поезд проходит, он освобождает рельсовую цепь, и переезд должен сразу открываться. Если открывается не сразу – нужно доводить до ума конкретное устройство, – объясняет Игорь Киселев.
По его словам, перед «Аллегро» или «Сапсаном» переезд закрывается задолго в целях безопасности.
– Чтобы осталось время на маневр, если на переезде случится ЧП. Проще говоря, переезд закрывают за ту дистанцию, которую проходит поезд до полной остановки, – говорит он.
По мнению Киселева, лучшим решением проблемы переездов станет их ликвидация.
– Надо строить путепроводы, – говорит он.
Елена Роткевич