Два взгляда на «формулу Штайнмайера»

В Украине разгорелись – и отчасти перекинулись в Россию – страсти по поводу «формулы Штайнмайера». Напомню, 1 октября 2019 года Трёхсторонняя контактная группа по Донбассу на переговорах в Минске утвердила единую редакцию этой «формулы», хотя и не поставила пока что под ней окончательные подписи. Если коротко, то речь о том, что предложенный Штайнмайером план – выборы в Особых районах Донецкой и Луганской областей по украинскому избирательному закону и под наблюдением ОБСЕ при отводе вооруженных сил с линии разделения и прекращении огня – из чисто благопожелательной,  возможно, переходит, наконец, в практическую сферу. Это уже вызвало массовые протесты в Украине и бурные дискуссии в Рунете.

На эту ситуацию можно смотреть с двух сторон.

 

Во-первых, со стороны прав государств.

И тогда, конечно, реализация этой формулы вроде бы «щемит» Украину и, наоборот, делает России публичный массаж ступней. Ибо даёт ей шанс по сути легально (не боясь никаких санкций) политически влиять на часть украинской территории, являющейся украинской лишь номинально, а де-факто превратившейся в российского сателлита. И тогда, конечно, можно – как к этому стремятся сегодня в Украине очень многие – чтобы не допустить поругания украинских державных интересов, требовать заведомо невыполнимого: предварительной полной демилитаризации «отдельных районов Донецкой и Луганской областей», т.е. вывода российских войск (присутствие которых Москва, впрочем, отрицает), восстановления полного контроля Киева над украино-российской границей, полного недопущения каких бы то ни было – даже спонтанных и незначительных – перестрелок на линии противостояния и т.д.

Лидер оппозиционной партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко, в частности, заявила: «Формула Украины: сначала демилитаризация, восстановление границы, возвращение закона и Конституции, контроля Украины над этой территорией, а потом — выборы». О своём неприятии формулы Штайнмайера сообщил и Пётр Порошенко: «„формула Штайнмайера“ — это чисто российский сценарий». Эти слова украинского экс-президента, впрочем, вызвали недоумение самого Франка-Вальтера Штайнмайера – на вопрос BBC, какой была роль России в создании этой формулы, он кратко ответил: «Никакой», и добавил, что сама постановка вопроса его удивляет, потому что на переговорах, где разрабатывалась формула, «присутствовал тогдашний президент», т.е. Порошенко.

Если в Украине возобладает стремление де-факто торпедировать и потопить формулу Штайнмайера, то Киев, тактически вроде бы, ничего не потеряет. Но ничего и не приобретёт. Ибо попросту сохранится status quo. Гибридная война продолжится, Украина и дальше будет болтаться в подвешенном состоянии «по формуле им. Троцкого»: «Ни мира, ни войны, а АТО продолжать!», а Кремль и впредь станет потирать ручки и собирать со своей внутренней грядки 125-й теле-урожай под боевыми кличами: «Россия – осаждённая крепость» и «Нас е…ут, а мы крепчаем!»

 

Во-вторых, на ситуацию можно смотреть со стороны прав регионов и их жителей.

В этом случае окажется, что «формула Штайнмайера» – единственная реальная возможность сдвинуть дело с мёртвой точки, вывести, наконец, Донбасс из серой военно-гибридной зоны и дать жителям этого региона шанс на мирную жизнь. Да, ценой ущемления гос. амбиций Украины и поощрения имперских амбиций России. И я уже слышу голоса тех, кто готов возразить: «Это будет повторение Мюнхена, это только развяжет Путину руки и следующим этапом последует аншлюс всей Восточной Украины, а русские танки въедут на Крещатик!» На это возражу лишь, что уроки Второй мировой вынесли не только жертвы агрессий, но и агрессоры. И один из этих уроков – не заходить за флажки. До сих пор Кремль за них не заходил. Проглатывал только то, что «само прыгало в рот».

Конечно, если Украина и дальше продолжит идти по заведомо безумному, с моей точки зрения, пути гос. борьбы с русским языком, возможно, прыгнуть в рот к Кремлю через какое-то время захотят и ещё какие-нибудь части Украины, где население, в основном, привыкло говорить по-русски. Но не стану каркать. Скажу лишь, что, на мой взгляд, выполнение формулы Штайнмайера – а именно, проведение на территории ДНР-ЛНР свободных выборов по украинским законам, – даже если результаты этих выборов де-факто легитимизируют там нынешнюю пророссийскую власть, в конечном счёте будет полезно. И не только жителям Донбасса, которые обретут долгожданный мир и спокойную жизнь вместо войны и изоляции, но и Украине, которая сможет задуматься, наконец, о том, не провести ли ей самой референдум об отделении от регионов, приносящих больше политических обременений, нежели державных радостей. И не переложить ли ей, наконец, головную боль за Донбасс с себя – на Россию.

Это было бы, на мой взгляд, и справедливо, и, в общем, выгодно всем людям. Кроме, пожалуй, тех, что ныне возбуждённо потирают ладошки в Кремле.

Даниил Коцюбинский