Как Петербург будет жить после транспортной реформы?

 В июле 2020 года в Петербурге случится самая масштабная в истории транспортная реформа.  Весь общественный транспорт, кроме метро, заживет по-новому. Автобусов станет меньше. Количество маршрутов сократится. Маршрутки исчезнут совсем.  Умная система оплаты  сама будет решать, с кого сколько  взять за проезд.  Что хорошего в транспортной реформе и почему горожанам от нее станет лучше? – «Городу 812» рассказал  Владимир Шведченко, исполняющий обязанности директора СПб ГКУ  «Организатор перевозок».

 

Цивилизованный, как в Европе

– Каких конкретно целевых показателей в цифрах город планирует достичь в результате реформы?

–  Самый главный итог – что транспорт в Петербурге станет  таким же цивилизованным и комфортным, как в других европейских столицах.

–  Какую столицу взяли за образец?

– Везде в больших городах Европы общественным транспортом управляет город. Город устанавливает маршрутную сеть, показатели качества, подписывает договоры с перевозчиками.

Что произойдет в ходе реформы? Прежде всего город поменяет отношения с перевозчиками. Согласно новым правилам, оплата за проезд будет поступать не частникам, а в бюджет Санкт-Петербурга. Город заключает договоры с перевозчиками на качественную и безопасную перевозку пассажиров. Договоры будут защищать интересы горожан. Это совершенно другая модель, нежели та, что используется сегодня.

– Есть показатели, которых мы хотим достичь в ходе реформы? Например, увеличить протяженность  маршрутной сети? Сократить среднее время поездки от работы до дома и так далее?

– Сегодня Документ планирования – основа реформы – находится в стадии разработки. Поэтому цифры есть, но пока промежуточные, их нет смысла называть. Самое главное для пассажира – это то, что после реформы транспорт будет ходить, как поезда в метро: один автобус за другим, не мешая друг другу, с очень короткими интервалами. Весь подвижной состав – с климат-контролем, новый, полностью низкопольный и с приемкой всех платежных систем, предусмотренных законодательством.

– Насколько короткими будут эти интервалы? В Петербурге  действует программа по развитию общественного транспорта на период с 2015-го по 2020 год. В ней заложен показатель: интервал между  общественным транспортом в часы пик  – не более 10 минут. Но программа не выполнена.

– Вот в 2020 году и выполним.

 

Всего на сто маршрутов меньше

– С июля прошлого года  количество социальных маршрутов на улицах города  уже уменьшилось на 20%. Было 473 маршрута, осталось 383.  На сколько сократится количество маршрутов после реформы?

– Вы немного запутались в данных. В 2018 году в городе было 476 социальных маршрутов, из них 389 автобусных, 41 трамвайный и 46 троллейбусных. Сейчас ситуация примерно такая же: 477 социальных маршрутов, из них 390 автобусных, остальные – маршруты электротранспорта. То есть количество маршрутов не уменьшилось.

Пояснения редакции. Задавая вопрос о количестве маршрутов, «Город 812» опирался на документ, опубликованный на официальном сайте правительства Петербурга,  – «Отчет об основных результатах деятельности Комитета по транспорту за I полугодие 2019 года».

В  документе говорится о том, что  в 2018 г. в Петербурге было 473  социальных маршрута и 283 коммерческих (всего 756). В 2019 г., в первом полугодии,  осталось 383 социальных маршрута и 269 коммерческих (всего 652). Таким образом, за год было сокращено 104 маршрута. Слова Владимира Шведченко противоречат документу. Кому верить? Выбор оставляем на усмотрение читателей.

–  Сколько всего маршрутов останется в городе после проведения транспортной реформы?

– Давайте посчитаем. Сейчас в Петербурге их около  семисот. На конкурс выносятся 355 маршрутов. Плюс остается 140 маршрутов у ГУП «Пассажиравтотранс», и еще более 80 маршрутов у «Горэлектротранса». Получается более 575 маршрутов. То есть будет всего на сто меньше, чем сейчас. Но из этих ста маршрутов  семьдесят полностью дублируются  на протяжении  80% трассы. Наши основные целевые показатели – сохранить все существующие транспортные связи.

 

 

Треть автобусов  сократят

 – На сколько штук планируется сократить  количество автобусов? Сегодня в Петербурге в качестве общественного транспорта работает 6301 автобус. Сколько останется после реформы? Судя по документам, сокращение составит 36%.

– У вас данные полугодовой давности. Эта позиция уже изменилась.  У негосударственных  перевозчиков будет  2500 автобусов и еще  1600–1700 штук у ГУП «Пассажиравтотранс».

Всего получается  4200 автобусов.

– То есть сокращение на 33%. Маршрутов станет меньше,  автобусов станет меньше.  Реформа точно для блага пассажиров делается?

– Конечно! Сейчас автобусы ходят не по расписанию. А будут ходить с  нормальной частотой, приемлемой для соответствующего периода времени. Не более 10 минут!

Я говорю об определенных целевых задачах в отношении людей. Что людям  скажет количество автобусов? Люди ничего не потеряют! Провозная способность автобусов станет больше.

Мы проводили обследование и пришли к выводам: маршрутки, чтобы собрать побольше народу, занимают остановочные пункты довольно продолжительное время. Они не соблюдают расписание. В идущем с четкими интервалами социальном автобусе посадка-высадка пассажиров занимает 2–2,5 минуты. В результате скорость перевозки пассажиров социальным транспортом увеличивается в разы!

Сегодня маршрутки  тормозят весь поток транспорта. Во всех культурных столицах мира понимают, что конкуренция за деньги пассажира на улично-дорожной сети (УДС) приводит к тому, что УДС заполняется избыточным количеством перевозных мощностей.

– То есть конкуренция за деньги пассажира на УДС – это плохо?

– Это не плохо. Это недопустимо! За безопасностью невозможно следить, если этот процесс не регулируется!

– Но маршруты, в том числе коммерческие, в Петербурге – не стихийные. Они утверждаются городом. И тариф на проезд в маршрутках тоже устанавливается городом. За безопасностью движения следит  ГИБДД.

– Сегодня организация движения общественного транспорта не соответствует ФЗ № 220. И мы с вами говорим о совершенно ясных принципах и понимании того, чего достигает каждый город, когда переходит на регулирование общественного транспорта. Вы говорите, что сейчас тариф регулируемый. Да! На сегодняшний момент он такой. Именно поэтому у нас билет в любом автобусе – коммерческом или социальном – стоит не более 40 рублей! Но когда наступит 15 июля 2020 года, мы обязаны будем привести всё в соответствие с федеральным законодательством. Мы обязаны жить по законам нашей страны!

Федеральное законодательство дает городу право выбора, какую транспортную схему использовать.

– Если бы мы выбрали другой вариант, тогда у нас закрылись бы все социальные маршруты! И 40% льготников – пенсионеры, студенты и школьники – пошли бы перекрывать улицы! Оставить всё как есть – регулируемый и нерегулируемый  тарифы вместе – по закону № 220 невозможно. Если мы все отдадим рынку, то сегодня маршрутки за 40 рублей возят, потому что не платят НДС, не выполняют ФЗ-54  (о полной фискализации выручки). А с 1 июля 2020 года к плате за проезд добавятся НДС  в 20% и фискализация выручки. Какая тогда будет цена билета в маршрутке? Притом что все льготы также отменят. 50 или даже 65 рублей! И вы к этому  активно призываете!

Как автобусы смогут соблюдать интервалы, если в городе пробки?  Количество и протяженность выделенных полос будет увеличиваться?

– Мы предлагаем оборудовать выделенными полосами все основные магистральные улицы. Это не наши полномочия, предложения направлены в Комитет по развитию транспортной инфраструктуры. Даже когда в городе пробки, можно обеспечивать нормальные интервалы.

– Транспортная реформа потребует бюджетных затрат? Сколько?

– Естественно, потребует. Сколько – вопрос финансовых экспертов.

«Мы с людьми советуемся»

 В районах завершаются общественные обсуждения документа, лежащего в основе транспортной реформы, «Планирование регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Но самого документа никто не видел…

– А кто вам сказал, что мы обсуждаем именно этот документ? Мы с жителями обсуждаем новые маршруты и транспортные связи, чтобы максимально учесть мнение горожан не по документу планирования, а именно по маршрутам. Именно они лягут в основу документа.

– Вы сказали, эту информацию распространяют администрации районов.  Самого документа никто не видел, есть только карта с новыми маршрутами, которой невозможно пользоваться, не имея специальных навыков.  На моем домашнем компьютере, например, она вообще не открывается. Почему бы не выложить список маршрутов в удобной для чтения форме?

– Это временный вариант, по просьбе пассажиров мы разместили эту информацию. Но сейчас разрабатывается новый сервис, который позволит каждому горожанину быстро и просто посмотреть будущие маршруты на карте города между указанными им пунктами.

На обсуждениях жители жаловались, что не могут воспользоваться картой.

– Для тех, кто не смог, эти обсуждения как раз и проводятся, и там  всё подробно объясняется. До 15 июля 2020 года у нас есть еще 9 месяцев, времени достаточно. По закону мы должны за 10 дней до начала реформы  проинформировать граждан, а мы начали эту работу гораздо раньше! Мы с людьми советуемся. Карта сейчас тоже находится в разработке. Скоро появится новый портал и новая информатизированная система управления транспортом. Примерно к новому году всё это запустим, и там можно будет и посмотреть новые маршруты, и проложить  самый быстрый путь от точки А до точки Б.

– В результате транспортной реформы ликвидируются не только коммерческие маршрутки. Некоторые социальные автобусные маршруты тоже под нож пошли.

– Таких маршрутов на весь город –единицы. И это не значит, что отменятся какие-то  транспортные связи.  Это значит, что транспортные связи будут обслуживаться другими маршрутами.

– Постановление Правительства Петербурга, дающее старт реформе, по плану нужно было принять до 1 июля 2019 года.  Срок прошел. Когда оно будет принято?

– Вопрос не по адресу. Но если оно будет принято до конца октября, то это приемлемый срок, чтобы осуществить реформу вовремя, с обеспечением всех необходимых показателей качества.

СМИ пишут, что реформа может застопориться из-за нехватки автобусов. Перевозчики не готовы  закупать  машины  большими партиями. У производителей нет мощностей, чтобы  произвести быстро много автобусов.

– Это не так. Проведены консультации с представителями финансовых институтов,  производителями и поставщиками. Все подтвердили  готовность и профинансировать этот  процесс, и произвести нужное количество автобусов. Перевозчики пока не могут ничего закупать, так как еще не прошли аукционы.

– Когда пройдут аукционы?

– Как только выйдет постановление Правительства Петербурга. Но, в принципе, все уже готовы!  Мы надеемся, что большая часть перевозчиков – профессионалов, работающих с высоким качеством, – останется.

 

Как подешевеют проездные

– Стоимость проезда в общественном транспорте, цена проездных билетов изменятся?

– Мы сокращаем тарифное меню, задача – уйти от множества видов проездных билетов. Но оставить наиболее выгодные для пассажиров. Например, мы предлагаем удешевить билет на 90 минут и сделать его стоимость равной 40 рублям. А месячный проездной билет сделать  самым выгодным по цене.

 

Пояснения редакции. В настоящее время проездной билет на 90 минут стоит 65 рублей. Он записывается на отдельный магнитный носитель, который (сам пластик) стоит 60 рублей.

Как пояснили в неофициальной беседе в СПб ГКУ  «Организатор перевозок»,  скоро в Петербурге заработает умная система оплаты проезда, сделанная по аналогии с московской. Она называется КИСУ ГППТ – Комплексная информационная система управления городским и пригородным пассажирским транспортом. Система сама определяет наиболее выгодный для пассажира тариф.

– Например, вы входите в троллейбус,  прикладываете проездной. Система фиксирует поездку, но деньги не списывает. Если в течение 90 минут вы пересаживаетесь на другой вид транспорта, прикладываете билет, то система понимает, что это уже вторая поездка в течение заданного интервала. И тогда она автоматически включает наиболее выгодный для вас 90-минутный тариф. А если вы, допустим, совершили в течение дня более 8 поездок, то система включит вам тариф еще более выгодного суточного билета. Сумма с проездного списывается не сразу, а  корректируется в зависимости от количества поездок  в течение дня. В Петербурге систему разрабатывает  НТЦ «Измеритель», – рассказали в ведомстве.

 

– Вы планируете поменять нумерацию всех маршрутов в городе. Зачем? 

– Не всех. На нашем сайте сейчас идет голосование на эту тему. И на сегодняшний момент  55% посетителей сайта (на тот момент – 689 человек) проголосовали за то, чтобы оставить текущую нумерацию,  но изменить одинаковые номера маршрутов, проходящих по одной улице.  Например, на Невском проспекте есть  автобус  № 22 и троллейбус № 22.

 

Маршруты в телефоне – по sms

 А как вообще люди узнают, куда какие маршруты идут?  Схема движения поменяется, нумерация поменяется.  Вот придет человек на родную остановку, а там – ни одного знакомого маршрута. Что делать-то?

–  За два месяца до начала эксплуатации новой маршрутной сети на тех маршрутах, где будут происходить изменения, начнется информационная кампания. Это информирование  внутри подвижного состава, флаеры на остановочных пунктах и т.п.

Скоро мы приступим к формированию базы пассажиров. Людям, позвонившим в наш колл-центр, будем задавать вопрос: хотят ли они, чтобы обо всех изменениях интересующего их маршрута приходило СМС?  Если говорят «да», то включаем их в СМС-информирование.  Кроме того, в рамках Комплексной информационной системы управления городским и пригородным пассажирским транспортом (КИСУ ГППТ) будет создано мобильное приложение, в котором тоже можно будет посмотреть информацию о маршрутах и изменениях.

– Вы разработали программу оснащения Петербурга «умными остановками».  Но «умной» – с Интернетом, зарядкой для мобильных и т.п. – будет только 131 остановка из 7037 штук.  Почему нельзя оснастить  все остановки хотя бы электронными табло о времени прибытия транспорта – так  уже пытались делать в Петербурге? 

– Все остановки распределены по пассажиропотоку. Чем большее количество людей бывает на остановке, тем больше ей нужно «умности» и других сервисов.

– Согласно программе,  1854 остановки –  это просто столбики с расписанием,  даже без павильонов.  В Петербурге часто мокро, ветрено. Почему нельзя сделать хотя бы с крышей?

– Крытых остановок станет больше, чем сейчас.  А те, что есть сегодня,  заменят на новые – стенки в них будут из стекла, а не из металлической сетки.

 

 

Фирменный стиль – элемент повышения культуры

– На вашем сайте написано, что «на основании итогов голосования  жителей будет выбран единый цвет окраски городского общественного транспорта».  Зачем  нужно перекрашивать транспорт и в какие цвета?

– Чтобы люди лучше замечали в транспортном потоке общественный транспорт. Когда желтого цвета «скорая» едет, вы же ее видите лучше?  Во-первых, это пассивная безопасность. Во-вторых, фирменный стиль, являющийся одним из элементов повышения культуры.

– На ваш взгляд, город  готов к реформе?

– В целом, да. Но нужно учесть, что мы не сможем сделать так, чтобы были довольны абсолютно все! Кто-то все равно останется недовольным.

– В соцсетях  очень много просьб не отменять тот или иной маршрут. Кажется, что с точки зрения горожан реформа принесет больше неудобств, чем пользы.

– Каких горожан? У нас, наоборот, очень много благодарностей! Маршрутками пользуются всего 30% пассажиров. К нам поступает множество обращений от граждан с просьбами  убрать маршрутки, потому что граждане с социальными проездными не могут ими воспользоваться. Льготники не могут уехать, потому что социального транспорта недостаточно, а маршруток  много. Они пишут: уберите маршрутки, пустите больше социального  транспорта. С июля 2020 года весь транспорт будет социальным

Елена Роткевич