Как из младенцев в СССР ковали «новых людей» по Фрейду

Самый передовой в мире детсад-лаборатория был создан в 1920-х годах в России для выращивания людей «нового типа», свободных от буржуазной морали. Детей там запрещено было ругать, наказывать, заставлять. В основу воспитания положили психоаналитический метод Зигмунда Фрейда. Учреждение прославилось на весь мир, но итог получился своеобразный. О нем поползли нехорошие слухи, и даже воспитатели сбегали оттуда, не сумев вынести творившегося в «детской лаборатории». Сын Сталина Василий тоже ходил в этот детсад.

 Инструмент для контроля над сознанием

В начале ХХ века в России были популярны идеи психоанализа.  Все новые работы доктора Фрейда сразу же  публиковались, причем русский язык стал первым иностранным, на котором были изданы его труды.  Советские партийные элиты также возлагали на психоанализ большие надежды, считая его инструментом для создания советского человека нового типа. Большевики верили, что с помощью психоанализа можно овладеть бессознательными процессами в психике, а затем и получить контроль над сознанием и поведением людей, чтобы привести их к марксизму-ленинизму.

Для воплощения этих идей был организован экспериментальный психоаналитический детский дом-лаборатория, директором которого стал профессор Московского государственного психоневрологического института Иван Ермаков.

В детдом набрали малышей в возрасте от года до пяти лет, у всех имелись родители, и, по сути, это был детский сад с круглосуточным проживанием. На выходные  воспитанников забирали домой. По словам  профессора Ермакова, большинство контингента составляли «дети партийных работников, отдающих все свое время ответственной партийной работе и не могущих воспитывать детей».

Воспитанников было немного –  порядка 20 человек, при этом штат учреждения состоял из 51 сотрудника. Подход к детям был индивидуальным. По регламенту, один воспитатель полагался на двух годовалых детей, или на трех двухгодовалых, или на четырех трехлетних.  Столь малые группы считались залогом эффективности воспитания, так как на педагогах-исследователях лежала огромная нагрузка: они дежурили в группах, вели дневники наблюдения за детьми, участвовали в научных семинарах.

В архивах сохранились имена некоторых воспитанников: Волик Шмидт, Володя Мишин, Ира и Хеда Трояновские, Вера Гоберман.

 

Детям разрешалось всё

«Освобождение человеческой личности от социальной ограниченности» – такая масштабная задача была поставлена перед психоаналитическим  детским учреждением.

В этом детсаду детям разрешалось всё. Главными задачами педагогов были – наблюдать и направлять активность «подопытных». В основе воспитания лежали принципы гуманизма, без которых, как считалось, невозможно добиться  развития свободной творческой личности. Персоналу запрещалось ругать, стыдить или критиковать детей. Нельзя было даже повышать голос, не говоря уже о том, чтобы наказывать. Приветствовалось «свободное половое развитие». Обнаженное тело ребенка – ни свое, ни противоположного пола – не считалось стыдным. На все вопросы гендерного характера дети получали «взрослые» ответы.

Как писал профессор Ермаков, директор экспериментального детдома, «отрицательное, неприличное для взрослого не есть таковое для ребенка. Каждое проявление ребенка ценно, так как позволяет нам глубже и лучше познакомиться с его внутренним миром. Но для того, чтобы ребенок мог свободно обнаружить себя, должна создаться атмосфера полного доверия и уважения как со стороны взрослого к ребенку, так и наоборот… Рост ребенка происходит путем ограничения значения для него “Принципа удовольствия” над “Принципом реальности”… Через контакт (перенесение) с руководительницей ребенку делается возможным связаться с реальностью и отказаться от таких удовольствий телесного характера (напр., анальных), которые задерживают его развитие и делают асоциальным».

За научную и практическую работу в детсаду отвечала Вера Шмидт, жена знаменитого впоследствии полярника и героя Советского Союза Отто Шмидта. Их сын Волик (Владимир) был одним из первых воспитанников дома-лаборатории.

Вера Шмидт как ученый вела дневник наблюдения за собственным сыном, ее записи составили более тридцати рукописных тетрадей. С ней коротко был знаком писатель Корней Чуковский, уважавший и ценивший ее новаторский труд.  Многие ее заметки он использовал в своей знаменитой книге «От двух до пяти».

Вот описание из этой книги разговора Веры Шмидт с пятилетним Воликом, после того как она правдиво рассказала ему, откуда берутся дети.

«Там есть перегородка… между спинкой и животиком. – Какая перегородка? – Такая маленькая – с дверкой. А дверка вот такая маленькая (смеется). Да-да. Я сам видел, когда у тебя в животике был. И комнатка там есть малюсенькая, в ней живет дяденька…  Я приходил к дяденьке в гости, а когда пришла пора родиться, я с ним попрощался за ручку и вышел у тебя из животика».

Шмидт дважды встречалась с  Зигмундом Фрейдом, опубликовала несколько статей и брошюр, посвященных работе в психоаналитическом детдоме. Однако ее главный труд – «Дневник матери» – был впервые издан лишь в 2009 году.

 

Коминтерн – за свободное воспитание

Новаторский опыт первого в мире психоаналитического детдома вызывал большой интерес на Западе. Его посещали многие маститые психоаналитики Европы. В сентябре 1923 года Вера Шмидт с триумфом выступила на международной конференции в Германии с докладом о психоаналитическом воспитании в Советской России.

«Психоанализ указывает, что считается недопустимой ошибкой – отказывать ребенку в сексуальной жизни и предполагать, что сексуальность начинается только в пубертатном возрасте, вместе с созреванием половых органов… Воспитанники нашего детского дома не подозревают о возможности оценивания их сексуальных импульсов другим образом, нежели остальные физиологические нужды организма. Они, следовательно, удовлетворяют эти нужды спокойно и без боязни на глазах воспитателей, и нужды эти, таким образом, ничем не отличаются от голода, жажды или усталости. Наша позиция перед этими проблемами предохраняет ребенка от любой секретности… В таких условиях воспитатели имеют возможность наблюдать шаг за шагом сексуальное развитие ребенка и не только стимулировать, но и поддерживать сублимацию отдельных инстинктивных импульсов различными способами (например, предлагая в нужный момент различные материалы, такие как песок, пластилин, воду, краски и т.д.)», – рассказала она в своем докладе.

Советский дом-лаборатория стал первым в мире детским дошкольным учреждением,  где практиковали свободное половое воспитание.

Коминтерн и Союз германских горнорабочих «Унион» решили содействовать развитию новых социально-педагогических приемов в международном масштабе. «Унион» стал регулярно выделять финансовые средства и продукты детскому дому.  Немецкой стороной было предложено назвать его «Международная солидарность».

 

Чем все закончилось

По мере распространения славы о необычном детдоме, практикуемые там методы воспитания стали вызывать все больше вопросов. По Москве поползли слухи, что там якобы развращают детей. От матерей-коммунисток посыпались жалобы на «ненормальность»  детдома. В книге Александра Эткинда «Эрос невозможного. История психоанализа в России» приводятся воспоминания дочери Ивана Ермакова, рассказавшей, что эти слухи и жалобы доставляли очень много хлопот.

Начались проверки. Одна из них выявила, что на исследовательскую работу тратится слишком много государственных средств «по сравнению с даваемыми ею результатами». Другая комиссия обратила внимание на высокую текучесть кадров и низкую подготовку персонала: многие сотрудники сами не подвергались психоанализу, и откровенное, ничем не сдерживаемое поведение детей  доводило их до нервных потрясений. И вот очередная комиссия, по сути, подтвердила «нехорошие слухи». В ее отчете, в частности, говорится, что, члены комиссии наблюдали в детдоме «сексуальные проявления, онанизм … у большинства детей».

Это стало последней точкой в короткой истории о воспитании советского человека по методу Фрейда. В августе 1925 года на заседании Наркомпроса была принята резолюция: «Психоаналитический институт и лабораторию “Международная солидарность” – ликвидировать».

 

Продолжили традицию для сына Сталина

Детдом-лаборатория находился в старинном особняке Рябушинского. По просьбам писавших жалобы на «ненормальный детдом» матерей-коммунисток его помещения передали под круглосуточный детсад для 1-го дома ВЦИКа и Кремля. Какое-то время  детсад еще продолжал именоваться «Международная солидарность», хотя к психоанализу уже отношения не имел.

Одним из первых воспитанников обновленного детсада стал сын Сталина Василий, а его мать Надежда Аллилуева стала одним из его руководителей. По воспоминаниям Артема Сергеева (приемного сына Сталина), посещавшего этот детсад вместе с Василием, кроме них там воспитывались сын наркома юстиции Курского Евгений,  дети начштаба Красной армии Фрунзе Тима и Таня. Также приходили дети председателя Госплана СССР Цурюпы и погибшего революционера Свердлова.

Несмотря на то что детдом сменил вывеску и «ориентацию», там, по сути, продолжили традицию и занимались всё тем же – ковали «нового советского человека».

– Воспитывали нас там весьма идеологизированно: богатство – это плохо, бедность – не порок. Кто не работает – это плохо, кто работает – это хорошо. Есть у человека дом – это хорошо, но у многих дома нет, и нужно всегда делиться тем, что у тебя есть, с тем, у кого нет. И у кого есть дом, на воскресенье мог идти к семье, но надо с собой взять того, у кого дома нет… Отучали нас капризничать: накрыто, все по команде сели, а время вышло – всем встать, кто не доел – тарелку все равно забирают и уносят… Мы с Василием Сталиным были аборигенами в этом детдоме: мы первые, кто туда попал, – вспоминает Артем Сергеев в автобиографической книге «Беседы о Сталине».

В 1931 году особняк Рябушинского передали писателю Максиму Горькому и его семье. Воспитание советских людей нового типа продолжилось в детсадах по всей стране. В 1934 году была выпущена первая «Программа работы детского сада», а затем  и «Руководство для воспитателей детского сада». К середине XX века более двух миллионов детей уже посещали детские сады.

Сегодня дошкольное образование во многом строится тех же принципах, что практиковали в 1920-е годы в детдоме-лаборатории, но – без Фрейда.

Елена Роткевич

На фото на заставке: Василий Сталин и Артем Сергеев( приемный сын Сталина)

 

 

А это Фрейд