Полтора года матчи с участием футбольного «Зенита» не показывали на петербургском телевидении. Потому что в этом не был заинтересован канал «Матч Премьер». Но в конце года бесплатные трансляции появились – на канале «Санкт-Петербург». Разбирались в обстоятельствах, которые привели к таким переменам в показе футбола.
Попытки показывать матчи футбольного чемпионата России только на платных каналах, как это делают во многих странах, предпринимались давно. Еще в 2007 году Виталием Мутко (тогда он возглавлял Российский футбольный союз) передал все права на показ матчей чемпионата страны «НТВ+». Болельщики возмутились необходимостью платить и подняли такой шум, что в процесс пришлось вмешаться Владимиру Путину. Его фраза «Что-то там намутили с футболом» быстро ушла в народ, а бесплатные трансляции возобновились незамедлительно и в полном объеме.
Обладатели телевизионных прав на матчи национального чемпионата с тех пор не раз менялись, но всякий раз какой-то из петербургских каналов – «Пятый», 100 ТВ, «Санкт-Петербург», «78» – получал сублицензию на показ игр с участием «Зенита».
Относительно серьезные сложности возникли с появлением новой структуры под названием «Лига-ТВ», которая занималась телетрансляциями и пыталась зарабатывать на этом – как для себя, так и для футбольных клубов (продажа телевизионных прав, как следует из мировой практики, один из основных источников дохода команд). «Лига-ТВ» категорически не стала ни с кем делиться своим контентом, в Смольном, однако, заявили, что «категорически не поддерживают инициативу футбольных менеджеров о коммерциализации футбола».
Показ матчей «Зенита» в конце концов, вернули на городской канал, а возглавлявший «Лигу-ТВ» Илья Геркус публично жаловался на административное давление и ставил в пример Москву, которая спокойно пережила отсутствие трансляции с участием ЦСКА и «Спартака».
В следующий раз помог вернуть футбол на телеканал «Санкт-Петербург» Георгий Полтавченко. В 2014 году появилось открытое письмо деятелей культуры и спорта с просьбой не допустить прекращения бесплатных трансляций матчей «Зенита» («По нашему убеждению, семейный просмотр матчей – обязательный ритуал, которого нельзя лишать футбольную столицу России»), и губернатор привлек спонсора, решившего финансовую сторону вопроса. Трансляции сопровождались рекламой группы «Сумма», которая выиграла в 2015 году конкурс на намыв 16 га у стадиона на Крестовском острове. Потом у «Суммы» начались проблемы. Но с телетрансляциями они никак не связаны
Летом 2018 года эксклюзивные права на показ матчей российской премьер-лиги на четыре чемпионата по контракту с «Матч ТВ» и «Газпром-Медиа» получил специально созданный платный канал «Матч Премьер». В новой схеме показа передача возможность передачи прав на трансляции региональным каналам вообще не была предусмотрена.
«Матч Премьер» рассчитывал нарастить базу платных подписчиков и после этого выйти на самоокупаемость, поэтому отказывался предоставлять кому бы то ни было сублицензии. Тем более каналу «78» (он показывал «Зенит» до лета 2018-го) – аудитория такого большого и футбольного города как Петербург «Матч Премьеру» была особенно дорога.
Стоимость подписки на футбольный канал стоила 219 рублей в месяц.
«Можно, конечно, продать сублицензию и получить фиксированную сумму, – объясняли свою позицию бизнесмены от телетрансляций. – Но правильнее другой путь – постепенно расширить базу платных абонентов, которые будут приносить доход на длительном промежутке времени. Мы наращиваем эту базу, и нам нужны новые подписчики». На петербургском канале «78», тем не менее, не теряли надежды получить сублицензию на трансляции матчей «Зенита», вели переговоры, но до заключения соглашения так и не дошло.
Не могли больше телевизионщики рассчитывать и на поддержку руководителей ФК «Зенит», имеющих вес в руководстве отечественного футбола. Логика тут такая: когда «Зенит» играл на миниатюрном «Петровском» проблем с заполняемостью, как правило, не было, и клуб был заинтересован в трансляциях, чтобы максимально увеличить аудиторию болельщиков. Но с переездом на 60-тысячную «Газпром-арену» ситуация изменилась – надо бороться за каждого зрителя, который платит за билет и оставляет деньги на стадионе, а аншлаги здесь случаются только на топовых играх.
По ходу прошлого чемпионата России «Матч Премьер» периодически рапортовал о своих успехах. «Месячные подписки выросли на 20 процентов!».
В то же время знатоки телевизионного рынка утверждали обратное – подписчиков пока не слишком много, и как только «Матч Премьер» убедится, что их число не растет, он, наверное, захочет поделиться сублицензией с любым желающим, чтобы хоть что-то заработать.
И, судя по всему, они оказались правы, но сначала «Матч Премьер» поднял с этого лета цены на свои услуги — 299 рублей на месяц и 149 рублей за разовую трансляцию (было — 75).
В самом холдинге эту меру объяснили изменениями ценовой политики производителей и владельца прав на контент. Получается, все из-за премьер-лиги, которая захотела получать больше денег за показ своих матчей. Что, конечно, удивляет – потому как продукт под названием «российский футбол» лучше не становится (средний уровень игроков падает, наши клубы провалились в еврокубках, интриги во внутреннем чемпионате все меньше и меньше).
Официальных сообщений о том, как сказалось повышение стоимости подписки на окупаемости канала не поступало, но руководители «Матч Премьер», видимо, поняли, что стоит заработать и на перепродаже прав.
Канал «Санкт-Петербург» стал первым в России, кто получил сублицензию на матчи «Зенита»- правда, он может показывать матчи только в записи.
«В свое время мы уже транслировали игры «Зенита» похожим образом, тогда, правда, только гостевые игры шли в записи, – говорит руководитель спортивной редакции канала «Санкт-Петербург» Иван Лосев. – Переговоры с правообладателем шли последние два месяца, рад, что удалось достигнуть договоренности».
Петербург – единственный город в России получивший право на субтрансляцию матчей. Получить ответы на вопросы о том, во что петербургскому каналу обошлась возможность показывать «Зенит», нашелся ли и в этот раз какой-то спонсор и помогал ли в решении этого вопроса нынешний губернатор, как в свое время Георгий Полтавченко, у руководства каналов «Санкт-Петербург» и «Матч ТВ» нам пока не удалось.
Сергей Лопатенок