Региональные власти должны обеспечивать население средствами индивидуальной защиты – это следует из постановления правительства РФ №417 от 2 апреля 2020 года. Попытка выяснить, почему власти Петербурга это постановление игнорирует, закончилась получением бессмысленных ответов из Смольного.
После того, как администрация Петербурга потребовала, чтобы с 12 мая граждане посещали общественные места в масках, социолог Владимир Сократилин изучил постановления об индивидуальных средствах защиты – федерального и петербургского правительств. Обнаружил противоречия.
В постановлении правительства Петербурга № 276 от 9 мая 2020 года сказано:
«С 12.05.2020 по 31.05.2020 обязать граждан использовать в общественных местах, в том числе в объектах розничной торговли, общественном транспорте, включая такси, средства индивидуальной защиты».
В постановлении правительства РФ №417 от 2 апреля 2020 года написано:
«при получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц… использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями)».
Из этого, говорит Владимир Сократилин, очевидно следует, что обязанность обеспечения населения масками и другими средствами индивидуальной защиты правительством РФ возложена на правительство Петербурга. Однако в постановлении администрации СПб никаких указаний на способы получения населением средств индивидуальной защиты нет.
Удивившись, что на это противоречие не обращают внимания службы, которые обязаны следить за соблюдением законности, Владимир Сократилин написал обращение Александру Беглову с просьбой сообщить, почему не выполняется постановление правительства РФ:
«На 12.05.2020 никаких мер по предоставлению населению средств индивидуальной защиты не предпринято.
Продажа в отдельных торговых точках товаров под названиями “медицинские маски” не является “предоставлением населению средств индивидуальной защиты” по следующим причинам:
1) население не располагает возможностями установить, что предлагаемые им товары являются действительно средствами индивидуальной защиты;
2) значительная часть населения не располагает. в настоящее время, материальными средствами для покупки указанных товаров в необходимом количестве…»
Владимиру Сократилину пришел ответ. Даже два – от вице-губернатора Евгения Елина и от Ольги Грицак – врио начальника аппарата вице-губернатора Эргашева. Ни в одном из ответов постановление правительства РФ №417, на которое ссылался социолог, даже не упоминается.
Упоминается много других документов, начиная с 41-й статьи Конституции РФ («каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь»), но к вопросу о том, кто должен предоставлять населению маски, это никакого отношения не имеет.
Примечательно, что точно такие же письма с тем же текстом и за теми же подписями получил на совсем другой вопрос (на каком основании Смольный ввел масочно-перчаточный режим?) петербуржец Леонид Катилевский (см. тут).
То есть у Смольного заготовлены шаблоны ответов на «масочную тему», которые они рассылают всем обеспокоенным гражданам, не обращая внимания на то, что собственно граждане спрашивают.
«Интересно тут то, что в ответах из администрации вообще нет ничего общего с моим обращением. Это к вопросу о профессионализме современных бюрократов. Даже формальный ответ не получается подготовить. Что, конечно, характеризует качество управления. Проявляется до боли знакомый образ СССР конца 80-х», – говорит Владимир Сократилин.