Нашему всему 221. Его помыли

К 211-му дню рождения Пушкина помыли памятник Пушкину на площади Искусств ( до 1918 года – Михайловская, до 1940-го – Лассаля). Обычно это делается несколько раз в год, начиная с апреля. Но в этом году в первый – карантины (даже псевдо) хорошо сказываются на состоянии памятников – может быть, потому что голубей меньше кормят.

Памятник Пушкину Михаила Аникушина –  четвертый по счету монумент, поставленный «нашему всему» в Петербурге ( до этого поставили в 1884-м памятник на Пушкинской улице, потом в 1937-м обелиск на месте дуэли и в 1950-м статую во дворе дома на Мойке).  

Михаил Аникушин работал над памятником почти десять лет, а все конкурсные процедуры заняли в общей сложности тридцать. Считается лучшим памятником Пушкину. Из созданных после 1917 года – точно, а может и из всех существующих. Но умные люди давно заметили, что бронзовый Пушкин, установленный в 1957 году, – это памятник хрущевской оттепели, времени иллюзий и надежд.

А Пушкина давно разобрали на цитаты: лукоморье, дуб зеленый, я вас любил, покоя сердце просит… Индекс цитирования зашкаливает. Теперь актуально стихотворение «Из Пиндемонти» – псевдоперевод с итальянского, в частности, такие строки:

 

И мало горя мне, свободно ли печать

Морочит олухов, иль чуткая цензура

В журнальных замыслах стесняет балагура.

 

Стихотворение написано в 1836 году. Пушкинисты раскопали, что первоначальное оно имели другое название – «Из Альфреда Мюссе». Но упоминание французского романтика после французской революции 1830 года делало стихотворение непубликабельным в России. А Пушкин непременно хотел видеть его напечатанным. Но, все равно, это произошло только в 1855 году.

В.Ш.

  • Площадь Искусств без памятника Пушкину (начало 1950-х)