Слова не могут быть преступны!
Екатерина II – за Светлану Прокопьеву*!
«470. Китайские законы, например, присуждают, что, если кто почтения Государю не окажет, должен казнен быть смертию. Но [поскольку] они не определяют, что [такое ] «неоказание почтения», то всё может там дать повод к отнятию жизни, у кого захотят, и к истреблению поколения, чье погубить пожелают.
- Слова, совокупленные с действием, принимают на себя естество того действия.
Таким образом, человек, пришедший, например, на место народного собрания увещевать подданных к возмущению, будет виновен в оскорблении Величества потому, что слова совокуплены с действием и заимствуют нечто от оного.
В сем случае не за слова наказуют, но за произведенное действие, при котором слова были употреблены.
Слова не вменяются никогда во преступление, [за исключением случаев, когда] оные приуготовляют, или соединяются, или последуют действию беззаконному.
Все превращает и опровергает [тот], кто делает из слов преступление, смертной казни достойное: слова должно почитать за знак только преступления, смертной достойного казни.
- Итак, слова не составляют вещи, подлежащей преступлению…»
Екатерина II. Из «Наказа Комиссии о составлении проекта нового Уложения». 1767 г.
Даниил Коцюбинский
* Псковский журналист Светлана Прокопьева обвиняется по статье об оправдании терроризма – поводом стала авторская колонка, которая была опубликована после теракта в здании ФСБ в Архангельске. Обвинение требует осудить Прокопьеву к 6 года колонии и запрете заниматься журналистикой в течение четырех лет. В поддержку Прокопьевой выступают журналисты и правозащитники.