Сегодня умер писатель Владислав Крапивин. Почему -то не могу назвать его назвать детским.
У него не было отрицательных героев, что редко бывает в детской литературе. У каждого своя правда. Настоящие трагедии. Об одиночестве, дружбе и предательстве. О противостоянии системе.
Я счастлива, что в моей жизни были его книги. Они во многом сформировали моё ощущение справедливости и чести. Его персонажи очень объемные и живые. Легко противостоять чужим и врагам, а как сопротивляться своим и друзьям?
Конфликт героя с отцом в книге «Журавлёнок и молнии» в детстве вызывал чувство горечи и бессильные слёзы. Так было обидно и больно за обоих.
У Владислава Крапивина было одно очень ценное качество, он не воспринимал детей, как нечто меньшее, чем взрослых, он давал своим героям страдать, делать сложнейший выбор, любить и понимать всё наравне со взрослыми.
Мы быстро забываем, как мыслили в детстве и легко говорим о своих детях: да, ладно, он маленький, не поймёт. Крапивин не забывал.
Сколько бы не было у него героев, совершенно разных, голубоглазых и кареглазых, вихрастых и коротко стриженных, смелых и трусливых, всё это он, мальчик Владик, семи-восьми летний малыш. Поэтому и веришь так.
Многое он предвидел, как, например, в повести «Гуси-гуси, га-га-га», этакой абсолютно недетской антиутопии.
Когда читаешь его книги, внутренне подтягиваешься. Хочется быть лучше себя.
Когда умирает хороший писатель это горе, потому, что больше не напишет. Но можно читать то, что уже написано.
«И учись летать высоко и смело. Ты сумеешь. Если тяжело будет – выдержишь, если больно – вытерпишь, если страшно – преодолеешь. Самое трудное знаешь, что? Когда ты считаешь, что надо делать одно, а тебе говорят: делай другое. И говорят хором, говорят самые справедливые слова, и ты сам уже начинаешь думать: а ведь, наверно, они и в самом деле правы. Может случиться, что правы. Но если будет в тебе хоть капелька сомнения, если в самой-самой глубине души осталась крошка уверенности, что прав ты, а не они, делай по-своему. Не оправдывай себя чужими правильными словами».
Ольга Маркина