Три мысли о школе, которая дает много бесполезного. Да и с полезным – перебор

 Статья про школу требует некоторых мыслей. Непосвященный читатель может наивно полагать, что любая статья требует мыслей. Но это не так.

Обычно можно изложить несколько фактов или просто рассказать о собственном горьком опыте. Со школой ситуация особенная. Предполагаю, что все читатели когда-нибудь учились в школе и у них собственных воспоминаний о ней – хоть отбавляй. Они о школе и так все знают. Так что статья про школу и статья не про школу – это совершенно разные вещи. Это как физика и математика. Первая изучает физику, а вторая – математику.

Подумав некоторое время, я кое-что надумал. Я надумал три мысли о школе. Спешу поделиться.

 

Мысль первая. Школа дает нам много полезного.

Действительно, мы приходим в школу неоперившимися птенцами, а выходим оттуда вполне оперившимися. В школе мы учимся писать, считать, курить, пить водку, ругаться матом, целоваться и читать. Как справедливо поется в песне, узнаем «про глагол и про тире, и про дождик на дворе». Правда, на счет дождика я не уверен. Не думаю, что  мои познания по поводу дождика на дворе  как-то углубились за время школьного обучения. Но это никак не отменяет всего остального.

 

Мысль вторая. Школа дает нам слишком много полезного.

Когда я учился в школе, я очень сильно перенапрягался. Никакое другое занятие в моей жизни не забирало столько времени и сил, как обучение в школе. После школы университет показался мне санаторием. При этом в школе я учился гораздо хуже, чем в университете. Я считаю, что школа загубила мое потенциально счастливое детство.

Когда я вспоминаю школьные годы, мне кажется, что мы беспрерывно что-то решали, выводили, зубрили, писали, списывали, а потом работали над ошибками. Некоторые предметы давались легко, а некоторые представляли собой пытку. Я, например, никогда не умел писать сочинения. Я не знал, чем Чацкий отличается от Молчалина. Не мог оценить нравственных исканий Толстого и Достоевского. Мои сочинения отличались редким убожеством. Все они заканчивались одинаково: «Поэтому стихотворение А.С.Пушкина «К***» актуально и в наши дни».

Я думаю, что искоренить мучения школьников практически невозможно. Здесь присутствует эффект армейской дедовщины, заложенный в саму человеческую природу. Сначала ты мучаешься сам, потом начинаешь мучить других. Более того, этот процесс может быть совмещен во времени.

Я, например, одновременно учился на историческом факультете и преподавал историю в школе. Я ночами готовился к экзаменам, зубрил невообразимое количество имен, дат и событий. При этом считал полным идиотом профессора, который требовал ответить на вопрос, когда министерство пищевой промышленности и министерство вкусовой промышленности укрупнились до министерства вкусо-пищевой (или пище-вкусовой – точно не помню) промышленности. Но, сдав экзамен, я отправлялся в школу и спрашивал бедных учеников, какие фракции входили в «Прогрессивный блок». В тот момент я искренне не понимал, как можно жить, не зная таких вещей. Когда-то учитель физики также предрекал мне тяжелую жизнь в связи с незнанием закона Бойля-Мариотта.

Все эти грустные размышления о несовершенстве природы человеческой приводят к третьей, самой главной мысли.

 

Мысль третья. Главная. Школа дает нам слишком много бесполезного.

Я был не самым плохим школьником. Я даже понимал в математике и сдал выпускной экзамен по программе физматшколы. Правда, на этом мое знакомство с этим предметом оборвалось.  Наверное,  сейчас я в состоянии потягаться в математике с шестиклассником. Задачу для девятого класса я скорее всего не решу. Что проходят по математике в последующих классах, я даже помню смутно. Помню, были  какие-то логарифмы (я их даже написал сначала через два «о», так бы и оставил, если б компьютер не подчеркнул). Зачем, спрашивается,  их изучать человеку, который решил стать гуманитарием? Они как-то пригодятся в жизни? Может быть, они расширяют кругозор?

Девять десятых того, что мы изучаем в школе, особенно в последних классах, забывается в течении нескольких лет, если к этому не возвращаться. Девять десятых знаний, нужных в повседневной жизни, мы приобретаем не в школе (по крайней мере, не на уроках).

 

Постскриптум. Философский.

P.S. Три мысли, которые я здесь изложил, вывели меня на уровень широкого философского обобщения. Школа приведет нас к концу света. Каждый день человечество делает все новые открытия в области точных и естественных наук. Значит, с каждым днем программа по таким предметам, как физика, информатика и, может быть, химия (может быть, потому что этот предмет прошел как-то мимо меня и я даже толком не знаю, что он изучает) будет неумолимо расширяться.

Каждый день продлевает историю человечества на один день. Значит, программа по истории тоже будет разрастаться, как снежный ком. И так во всем.

Я учился в школе десять лет. Сейчас уже учатся одиннадцать. Потом будут учиться двадцать, потом тридцать, сорок, пятьдесят лет. Потом пожизненно. Человечество не сможет ни работать, ни, пардон, размножаться (слова «учиться» и «жениться» противопоставляет даже народная мудрость). И тогда наступит Тьма.

Глеб Сташков