Хэштег #RIPJKRowling заполонил Твиттер. Rest In Peace – значит «покойся с миром». Хэштег стал таким популярным, что крупным изданиям пришлось пояснять, что с Джоан Роулинг на самом деле всё в порядке, она жива, просто весь интернет на неё обозлился.
Создательница «Гарри Поттера» Джоан Роулинг в 2020 году известна двумя вещами: во-вторых, собственно – «Гарри Поттером», а во-первых, – своими претензиям к трансгендерным людям. Всё началось с твиттер-войны, которую Роулинг объявила транс-сообществу. Сперва Роулинг немного проехалась по транс-мужчинам (людям, которые родились как женщины, но впоследствии поменяли идентичность): она написала, что менструировать могут только биологические женщины. Потом всех ошарашил многословный ответ хейтерам, где Роулинг обеспокоилась, что транс-женщины ходят в женские туалеты.
Хейт-спич (т.е. язык вражды) ли это? Многие любители «Гарри Поттера» в этом уверены и осуждают писательницу. Но интересно в этой ситуации то, как противники хейт-спича Роулинг реагируют на каждый её шаг. Реагируют они, конечно, тоже хейт-спичем в самом радикальном его проявлении. Ощущение, что весь Твиттер хочет, чтобы Роулинг умерла. Ну, не весь Твиттер, но значительная его часть.
За что фанаты разлюбили Джоан Роулинг
У ненависти к Роулинг новый повод: главный герой ее очередного детектива «Беспокойная кровь» («Troubled Blood») — серийный убийца, который переодевается в женщину и расправляется со своими жертвами.
Выражение Rest In Peace в хэштеге #RIPJKRowling, конечно, образное, в некоторых твиттах специально поясняют: «в память о Дж.К. Роулинг. она не мертва, но она убила свою карьеру из-за того, что гордо ненавидела трансгендерных людей, и в любом случае никто не будет скучать по ней так сильно».
Но все же такого раньше не было. Одно дело cancelling – культура отмены, когда публичная личность подвергается остракизму со стороны фанатов, инфлюенсеров и СМИ, а другое дело – открытое пожелание смерти, пусть оно и подаётся как метафора. Тем более от лица тех, кто вроде бы за мир, любовь и небинарность. Нельзя же настолько обозлиться из-за одной книжки, которая по коммерческому успеху вряд ли когда-либо обойдёт «Гарри Поттера».
Понятно, что лучшим способом борьбы писательницы было бы молчание и отказ пиара ее книги (пусть и чёрного пиара). Но не могли удержаться – хейт-спич полился из смартфонов противников хейт-спича.
Скорее всего, причина агрессивного негатива – горькая обида т.н. «поколения Гарри Поттера» на создательницу их мультивселенной. Как они ласково её называют, «Маму Ро».
Роулинг предала своих детей: она начинала как заправская SJW (social justice warrior – борец за социальную справедливость), но со временем её попытки быть толерантной и политкорректной становились всё карикатурнее, лицемернее. И в 2020 году вовсе превратились в пугало.
Странно, что они не разлюбили Роулинг раньше
Возможно, кто-то считает, что, книги про Гарри Поттера у Роулинг были хорошими, а потом их создательница поглупела. Для них поясняю отдельно: «ГП» – интересная сказка для детей, но совсем не образец инклюзивного мира и уж тем более глубокой психологии. В книгах Роулинг без труда можно обнаружить массу всяческих угнетений. Например, фэтфобию. Т.е. дискриминацию полных людей.
Неужели вы не замечали, что все плохие персонажи в «Гарри Поттере» страдают ожирением? Отец и сын Дурсли, у которых Гарри Поттер числится приёмышем, толстые. «Братки» Крэбб и Гойл толстые. Профессор Амбридж, государственная училка с садистскими наклонностями, тоже не худая. «Милым пухляшом» описывается единственный позитивный персонаж – Невилл Долгопупс. И всё.
- Дурси
- Крэбб и Гойл (в книгах они оба толстые)
- Профессор Амбридж
Далее – расовая дискриминация. В пятой книге, где школьники-волшебники создают свою волшебную ОПГ, неприятным персонажем «среди своих» оказывается азиатка Чжоу Чанг. В книге она ревнивая, раздражающая девушка, которая выбрала дружбу с предателем вместо «корешей». А в фильме (сценарий которого согласовывался с Роулинг) Чанг и вовсе предательница, пускай и со смягчающими обстоятельствами.
- Чжоу Чанг
Причина всех этих дискриминаций не в злом умысле Роулинг, а в том, что Гарри Поттер – сказка с картонными персонажами. Толстый – значит, сытый, привилегированный, плохой. Худой – значит, недокормленный угнетённый, хороший.
Откройте сейчас любой том поттерианы на любой странице и увидите, что Гарри Поттер – хороший и спасёт всех на свете, а Драко Малфой опять задумал что-то мерзкое со своими толстяками-дружками. Единственный персонаж во всём гаррипоттеровском мире, у которого есть психология, мотивация и внутренние противоречия, это Северус Снейп, которого в фильме играл талантливый британский актёр Алан Рикман и которого Роулинг лично консультировала по поводу его сложной роли. Это я не к тому, что мы все сейчас должны «закэнселить» не только Роулинг, но и «Гарри Поттера», а к тому, что люди, до сих пор от него фанатеющие, плохо его читали.
Но, допустим, толерантные любители «Гарри Поттера» готовы простить своей создательнице точечные промахи. Кто не ошибается, в конце концов?
Но после того, как история про Мальчика, Который Выжил, закончилась, Роулинг вдруг начала сливать интереснейшие факты о персонажах книг: старый мудрец Дамблдор, например, гей, а отношения у него были с Гриндевальдом да ещё и очень страстные. Народ окрестил это квирбейтингом: намёки или упоминания ЛГБТ+ с целью привлечь внимание к фильмам, книгам и другой массовой продукции.
Все быстро догадались, что Роулинг раскрывает свои ЛГБТ-карты не потому ,что она стала толерантной, а потому, что готовятся новые спин-оффы «Гарри Поттера». Например, фильм «Фантастические твари и где они обитают», где один из героев – гей-Гриндевальд.
Или история 2016 года, когда в пьесе «Проклятое Дитя» (также сиквел «ГП») Гермиона стала темнокожей. Роулинг была только «за»: нигде же не написано, что Гермиона белая! И никто с этим не спорит: действительно, не написано.
Но многие усмотрели в этом попытку Роулинг угодить американской публике и продать пьесу в США, где контент с афроамериканской проблематикой всегда коммерчески успешен. Потому что Гермиона – это персонаж-«грязнокровка» в оригинальной истории. И всех грязнокровок в «ГП» хотят уничтожить поборники «чистой волшебной крови» под руководством тирана Волан-де-Морта. А, может быть, это всё-таки аллюзия на Холокост и Гитлера, а не на рабство в Штатах? Может быть Гермиона еврейка, а не афроамериканка? Но с Гермионой-афроамериканкой пьеса «Проклятое дитя», конечно, стала лидером продаж в США.
К слову, когда снимался ещё первый фильм «ГП», Роулинг лично настояла, чтобы актёрский состав был исключительно британский без единого американского актёра.
- Актёры «Проклятого дитя»
За что вообще любить Джоан Роулинг?
Умный ли человек Джоан Роулинг? Мне кажется, – нет. Толерантный ли она человек? Мне снова кажется, что нет?
Считаю ли я, что кто-то (даже самый плохой!) достоин пожеланий смерти? Конечно, нет.
Обоюдная ненависть – Роулинг против всех! – как мне кажется, последствие политкорректного мэйнстрима.
Я предвижу недовольные возражения со стороны тех, кто думает, что Роулинг – это борец-2020 за свободу слова. Потому что слышали, что она и ещё 150 «лучших людей города» летом 2020 года написали открытое письмо, что с такой травлей жить тошно.
Ну, тошно. Но хоть раз в жизни Роулинг заступалась за актёров, писателей, стендап-комиков или хоть кого-нибудь, кого травили за неправильно использованное слово?
Может быть, за Квентина Тарантино, которого обвиняют в расизме каждый раз с выходом нового фильма? Нет.
А может быть, за британского профессора (кстати, женщину!), которая незадолго до скандала с Роулинг, сказала чуть ли не те же самые «трансфобные слова» и тоже в Твиттере? Нет.
Роулинг начала говорить о свободе слова (и слава Богу, что начала) только после того, как у неё не получилось играть в феминизм и равенство с фанатами-миллениалами. Пускай эти фанаты и «толерантные на всю голову», но всё же они очень хорошо чувствуют фальшь и не прощают предательств.
Мне, конечно, хочется верить, что травля и пожелания смерти останутся в Твиттере и не перерастут во что-то худшее. Но ещё мне кажется, что тренды сейчас меняются быстро, поэтому в свободолюбивой тусовке Роулинг не задержится надолго.
Дина Тороева