Совсем недавно в Петербурге началась вакцинация против коронавируса. Я сделала прививку в первых рядах. Рассказываю, как это было.
– Хотите записаться на вакцинацию? – пишет мне руководитель отделения дополнительного образования детей петербургской гимназии, в которой с сентября я работаю по совместительству.
В голове тут же мелькает тысяча и один вопрос (в смысле два): первый о вреде вакцинации как таковой, не заражусь ли сама, второй – какой прекрасный шанс сделать прививку, когда вакцины еще мало и возможность ее поставить мало у кого есть (обещали начать с врачей и учителей).
Размышляла я не слишком долго, рациональная сторона одержала победу над мыслями об опасностях.
Я переслала данные, которые запрашивали (ФИО, паспорт, СНИЛС, полис – ничего оригинального). Все это было в ноябре. Тогда о том, когда наступит собственно вакцинация, ничего не знали. Предварительно речь шла о каких-то датах в январе, после праздников.
Но в конце декабря, буквально за день, мне сказали, что делать уколы пойдем уже 22 декабря. Ровно в два часа нужно подойти к поликлинике №53 на Васильевском острове – и чтобы с собой полис, паспорт, сертификат о прививках, если есть, чтобы исторический факт зафиксировать документально.
В 14.00 в поликлинике нас было 5 человек от гимназии, потому что, как объяснил медперсонал, одна ампула рассчитана как раз на пятерых.
Медсестра еще в коридоре сказала заполнить анкету. Вопросов в ней много. Принимаете ли лекарства? Болели ли простудными заболеваниями (недавно)? Есть ли хронические болезни? Не проводится ли лучевая терапия? Не болели ли ковидом в течение полугода? У женщин не должно быть беременности и планов на нее в ближайшее время. Как объясняют в памятках о вакцинации, которых было выдано несколько, не все еще про вакцину известно – на беременных не испытывали, как взаимодействует с другими лекарствами – неясно, поэтому лучше перестраховаться.
– Давно вы начали ставить вакцину? – интересуюсь я между делом.
– В нашей поликлинике и на Васильевском острове вообще – первый день, – отвечает медсестра.
Так что мы – первые смелые на Васильевском острове. В коридоре атмосфера волнительная. Медперсонал старается действовать по инструкции и даже несколько осторожнее.
Всех по очереди запускают в кабинет, где измеряют температуру, давление и сатурацию. Потом к врачу – девушка в белом халате задает допвопросы о самочувствии. Затем слушает, а после проверяет горло. Нам объясняют, это затем, чтобы получить допуск к прививке. На момент вакцинации в организме не должно быть антител к коронавирусу, поэтому и спрашивают – не переболел ли ковидом? На мой резонный вопрос о том, а что если переболел, но бессимптомно, и не знаешь об этом, никто не смог дать вразумительного ответа.
Одного человка из нашей группы отправляют домой – ему за 60, а тогда прививали только до 60. Тут же откуда-то появляется пятый человек на замену. Как я поняла, это учитель из другой школы.
Подписала согласие на вакцинацию. В нем речь о том, что мне «в доступной форме разъяснены цели, методы оказания медицинской помощи, связанный с ними риск, возможные варианты медицинских вмешательств, их последствия, в том числе вероятность развития осложнений».
Перед вакциной дают еще одну бумагу – с рекомендациями о том, как вести себя после прививки. Общая слабость, головная боль, головокружение и повышение температуры, как написано в рекомендациях, в первые три дня быть могут. В это время нельзя посещать сауну, переохлаждаться, употреблять алкоголь и мочить место укола.
После осмотра врача ждали еще полчаса – потому что только после допуска всех участников препарат достают из морозильника для разморозки.
Пока ждем разморозки, продолжаю изучать выданные бумажки. Вакцина «Спутник V», она же «Гам-Ковид-Вак», получена биотехнологическим путем, при котором не используется патогенный для человека вирус SARS-CoV-2, сказано в бумажках. Чувствую – это должно радовать. И действительно радует, потому что когда ждешь, начинаешь всего бояться.
Постепенно в коридоре становится более людно. Подходят учителя из других школ. Среди них есть и скептики. Молодой педагог рассуждает вслух.
– У меня еще в августе обоняние пропадало. Может, я уже переболел, а меня на прививку отправляют! Мы что тут, подопытные кролики?
На мой вопрос, почему бы ему самому не провериться антитела, коллега разводит руками: все равно, мол, прививаться заставят. Но в итоге соглашается, что провериться все-таки стоит. Чем с ним дело кончилось – не знаю.
Домой отправляют одного человека. «У вас температура 38. Не можем делать прививку при такой температуре».
Наконец начинают по одному запускать на укол. Прививку делают в плечо. По ощущениям – обычная. Предупреждают, чтобы сразу не уходили и ждали еще полчаса. Через каждые 10 минут (примерно) медсестра интересуется самочувствием, потом еще врач осмотривает. В поликлинике я в итоге провела 2 часа, а не 40 минут, как ожидала.
Вакцина состоит из двух компонентов, повторную прививку нужно сделать через 21 день. Для меня это 12 января. Вроде как, повторная вакцина должна усилить иммунный ответ.
Что со мной было в 3 постпрививочных дня?
Во-первых, каждый день мне звонили из поликлиники и спрашивали: как я? Я в первый день чувствовала себя отлично. Все рекомендации соблюдала – не употребляла и не мочила. На второй день, сразу после визита к стоматологу (может, и это повлияло) появилась слабость и поднялась температура до 37,5. Я выпила парацетамол и пошла спать. Утром все было хорошо. Надеюсь, антитела начали формироваться.
Наталья Орехова