Я должен был улететь в Мексику через Стамбул. Но в Стамбуле меня не пустили на борт самолета, ссылаясь на американскую службу безопасности, хотя в Штаты я не собирался. Вот что я знаю обо этом на сегодня.
24 марта я полетел в отпуск в Мексику: из Питера в Мехико через Стамбул. Ожидаемо, что почти весь самолет был наполнен русскими туристами, которые направлялись в Канкун. Билеты я покупал через сайт-перекупщик Trip.ru, рейсы выполнялись компанией Turkish Airlines. Таковы исходные данные.
Теперь откатимся на пару недель. Билеты я купил в середине января и получил от Turkish Airlines несколько сообщений, что мои обратные рейсы немного сдвигались по времени, но это было некритично. А за две недели до поездки решил проверить, все ли в порядке. Когда зашел в свое бронирование на сайте Turkish Airlines появилась странная надпись «Ваши полеты аннулированы». Та же история повторилась и в мобильном приложении. Я позвонил на горячую линию Turkish Airlines, там мне сказали, что это ошибка системы и ничего страшного не произошло.
За 24 часа до полета я сделал онлайн-регистрацию, но ни на сайте, ни в мобильном приложении не смог напечатать посадочный талон. Решив, что это несмертельно, тем более, что приложение Turkish Airlines работает так, как будто его разработали те, кто делал запись к врачу в России. Boarding pass я решил получить прямо в Пулково. Но в Пулково женщина на стойке не смогла мне напечатать посадочный из Стамбула в Мехико. Она мне сказала, что у нее тоже высвечивается какая-то ошибка. Не смогла напечатать и супервайзер Turkish Airlines.
Тогда сотрудники компании просто отправили меня в Стамбул со словами, что в Турции во время полуторачасовой пересадки я получу свой посадочный.
В Стамбуле ошибка повторилась. И после 30-минутных созвонов женщина со стойки, теперь уже турецкой, нарисовала мне шариковой ручкой на бумаге посадочный и отправила меня с другим сотрудником через контроль, чтобы я успел добежать через весь новый терминал к посадке. Но на посадке мой талон вместе с паспортом отложили в сторону, довольно грубо отодвинули из очереди на посадку и заставили ждать, пока трансатлантический боинг загрузят полностью. Затем вообще сделали вид, что про меня забыли. После того, как я неоднократно обратился к сотруднице на посадке, она заявила, что меня не пустят в самолет и что я заблокирован американцами. А все подробности я должен выяснять у стойки обслуживания клиентов.
Стойка нашлась быстро. Но ни один из сотрудников не знал, что делать.
Мой самолет улетел. Я остался в Стамбуле. Версий было столько же, сколько сотрудников: меня запретили США, меня не пускает Мексика (хотя весь самолет был полон русских туристов), у меня неправильный паспорт, я нарушил законы США, я нарушил законы Мексики (или всего мира сразу), у меня неправильный билет (зачем меня выпустили из России — интересный, кстати, вопрос к сотрудникам Turkish Airlines в Пулково).
После пятичасового ожидания и бесконечного описания своей истории мне попалась русскоговорящая сотрудница, которая рекомендовала мне обменять за свой счет билет на новый и попытать счастье еще раз. По ее словам, это должно сработать. А еще добавила, что не понимает, зачем я лечу в Америку. На мой аргумент, что я лечу в Мексику, она ответила: «Мексика — это же Америка!» Да, Мексика, может, и Америка, но не часть США. Сотрудники Turkish Airlines, видимо, этого не знают. Увы.
Кроме того, женщина сказала – это моя вина, что я полетел, зная, что имею проблемы с законом. Тут я вообще выпал в осадок. Но ни скандалы, ни аргументы не действовали. Заменить билет я должен был за свои родные 250 евро. Изначальный билет мне обошелся примерно в 900 евро.
В пять утра я попросился у пограничников Турции в город, чтобы поспать хоть где-то. Ведь следующий рейс в Мексику — через два дня. Начались бесконечные поездки в аэропорт и выяснение ситуации.
За сутки до нового рейса история с посадочным талоном повторилась. Каждый сотрудник Turkish Airlines убеждал меня, что надо подождать еще и всё исправится. Однако ни один из них не мог довести ситуацию до какого-то логичного конца: они просто уходили со своей смены, мне приходилось искать нового супервайзера (я обошел все стойки Turkish Airlines в Стамбуле раз сто), объяснять ему свою историю и все повторялось снова: обещания, ожидания, новый сотрудник.
Я позвонил в российское посольство и консульство в Турции. Дежурный консул обещал помочь, но, думаю, он просто проигнорировал мою просьбу. Так как он не перезвонил, не ответил на высланные мной документы, вообще ничего не сделал. Действительно, зачем что-то делать.
В посольстве РФ мне сказали такую фразу: «Правительству США есть дело до каждого российского гражданина». На мой вопрос: «А российскому правительству?» ответили смехом. Наши дипломаты угорали над тем, что какому-то парню запретили не просто въезд в США (рейсы, на которые я хотел попасть, не имели ни остановок, ни пересадок в США). Мне запретили лететь в самолете, который просто пролетает воздушное пространство США. То есть я человек, которому запретили небо. Тянет на заголовок.
Уже отчетливо понимая, что Turkish Airlines ничего не решит и история с новым билетом повторится, я нашел билет в Мехико у Lufthansa. Купил и его.
История повторилась и там, но сотрудники Lufthansa, в отличие от Turkish Airlines, не стали мурыжить меня и кормить обещаниями — они просто не пустили меня даже на регистрацию, ничего не сказав, кроме того, что мне запрещено садиться в этот самолет.
За 15 часов до вылета нового рейса Turkish Airlines нашелся сотрудник с яйцами, который сказал мне прямо: вы никуда не улетите.
По его словам, это часто происходит с рейсами в Мексику и в Дубаи. Почему? Никто не знает. Но, к слову, вместе со мной на рейс в Мехико не пустили мексиканца, который летел домой. Причины те же. Ему тоже запретили небо.
После слов сотрудника я решил обменять билет в Мехико на билет в Петербург. И начался новый квест. От стойки к стойке, «ждите», «вам надо обратиться в свое агентство» (сайт trip.ru оказался греческим агентством, с которым в 5 утра невозможно выйти на контакт), «вам ничего не вернут», «заплатите 250 евро за билет домой» и так далее.
Билет день в день из Стамбула в Питер стоил 28 000 рублей. На каком-то кругу этого ада я просто сел на пол и понял, что я закончился. Я уже не хотел ничего возвращать, менять, говорить. Я хотел только одного: уехать домой.
Тут одна сотрудница увидела мое состояние и, как мне кажется, просто пожалела меня. Она пошла в кассы и вместе со старшим по билетам стала оформлять возврат. На это у нее ушел час. Что еще раз доказало, что сотрудники Turkish Airlines ничего не знают, не умеют работать и не хотят уметь. Одна девушка на сто сотрудников смогла – спасибо ей огромное, я ее видимо уже никогда не забуду.
Я улетел домой за 15 долларов и должен получить порядка 60% от стоимости своего изначального билета (почти 40 000 рублей).
Прилетел домой. И начался квест номер 3. Как улететь в Мексику не через США, потому что почему-то эта страна мне закрыла свое воздушное пространство. Как заранее узнать, что мой самолет точно не полетит над какой-нибудь Флоридой. Такие билеты есть (как правило, через страны Южной Америки), они стоят целое состояние: от 100 тысяч рублей и выше. Это 3–5 пересадок и примерно два дня пути.
Как выяснить, за что США со мной так поступили. Я уже отправил запросы в МИД РФ, US embassy в России и в Мексике. И даже написал Марии Захаровой в ФБ. Пока тишина.
Но «вишенка» — это ответ на мою жалобу от Turkish Airlines: они написали, что это полностью моя вина. Я должен заранее знать о введенных против меня ограничениях. Однако в Turkish Airlines не сказали, как именно я должен проверять свое имя в базе данных американских служб безопасности или как я должен узнавать маршрут самолета, на котором полечу, если даже пилоты его узнают непосредственно перед полетом.
Я намерен не только требовать компенсации за все понесенные расходы в связи с моим несостоявшимся полетом, но и официальных извинений от компании Turkish Airlines: поскольку – вне зависимости от действий США – работа сотрудников этой авиакомпании, позиционирующей себя как одна из лучших в мире, – просто издевательство над людьми.
Сейчас я жду официальных ответов от всех инстанций и пытаюсь понять, что же такое случилось с моим именем в США, почему я неожиданно стал запрещенным лицом для их неба. И неужели они думают, что я могу остановить самолет и выпрыгнуть с парашютом, чтобы стать незаконным мигрантом где-нибудь в Алабаме?
И самое главное, почему страна, в которую я не ехал и ехать не собирался, запрещает мне путешествовать, ограничивая мою возможность передвигаться не просто по миру – по небе, нейтральной, казалось бы, для гражданских лиц территории.
Артур Киреев