Похоже, мало кто заметил, что эпоха интернета и технократической глобализации не только не примирила различные цивилизации и культуры, но столкнула их с особой силой.
И все попытки Запада идти наперекор этой данности и продолжать выставлять свою версию либерализма как общепланетарную универсалию «от белых мишек до пингвинов» (а не как культурный код сугубо Запада) только умножают агрессивный хаос в мире в целом и взрывают сам Запад изнутри, – насаждая в нем тоталитарную «инклюзивность» и убивая его цивилизационную основу – индивидуализм и правовую защищенность личности от любого внешнего диктата.
В этом плане период дожития России представляется куда менее драматичным. Она по-прежнему верна свой базовой самодержавно-холопской цивилизационной скрепе. Привычно технически плетется в хвосте Запада. Привычно «ресентиментит» – завидует ему и ненавидит его. Привычно мнит себя самой большой в мире осаждённой крепостью.
А вот у Запада – самый настоящий цивилизационный челлендж.
Фактический социальный запрет на яркий индивидуализм, яркую успешность и яркую инакость. Гонения на социально сильных и чморения «неформатных» одиночек. Полное вытеснение свободы как главной социальной ценности – ее фактическим антагонистом: безопасностью. Такой «сплошной коллективизации» на Западе до сих пор не случалось!
Вот почему так тоскливо и неуютно даже здесь, в России. Если Запад «уже не тот», кому теперь завидовать, кого ненавидеть, кому хотеть понравиться? Одним словом, как жить дальше? Без мечты, без надежды и с вечным Днем сурка-опричника?
Даниил Коцюбинский
Картина: Елена Завельская, «Глас вопиющего в пустыне, или Соло на трубе»