В Театральном музее команда, ведомая неутомимой Натальей Метелицей, представила проект о том, что происходило на петроградской-ленинградской сцене, когда большевики объявили НЭП и разрешили частную инициативу. С тех пор прошло 100 лет: история разделила имена участников тех театральных событий на известные (чаще справедливо), малоизвестные (обычно справедливо) и забытые (чаще несправедливо).
Кураторы выставки – Елена Грушвицкая, Ольга Краева, Дарья Рыбакова, следуя жанру эстрадного ревю, модного в нэповские годы, перемешали хронологию и персонажей. Чтобы разглядев эскизы костюмов и фотографии, почитав афиши, посмотрев киноролики, публика смогла найти двух главных героев выставки. Не спешу называть их имена.
- Интерьер выставки
Сначала про раритеты. Портрет Рины Зеленой (на заставке к тексту) создал в 1920 году в Одессе Евгений Левинсон. Тогда в будущем известный ленинградский архитектор работал «на театре». Рядом афиша представления в театре «Музыкальная комедия» (1923). Программа разложена по пунктам. Под первым номером значится Катерина Ивановна Загорская, создатель жанра «Песни улицы». Под вторым – «Веселые эмигранты» из Америки, все поют «квартет Антанты», танцуют шими-эмигре и другие веселые танцы. Под номером «семь» – «Рина Зеленая в своем репертуаре». Вероятно, публика хорошо знала, что такое «чарльстушки».
Подшивка журнала мод «Искусство одеваться» (1928-1929) гармонирует с эскизами Валентины Ходасевич к балету Шостаковича «Золотой век» – костюм Дивы (бикини) и витрина магазина женского белья. Сюжет балета: роман Дивы и советского футболиста, приехавшего в составе команды на буржуазную выставку «Золотой век». Танго из этого балета – абсолютный хит до сих пор. Премьера состоялась в 1930 году в ГАТОБ (нынешний Мариинский театр).
Ревю состояли из концертных номеров, каждому требовались костюмы. Татьяне Бруни принадлежат эскизы «Малайка» (барышня) и «Англичанин». Д. Дайнов создал два костюма для номера «Яблочко». В реальности (сохранилась фотография) одежда на актерах Н. Даниловой и А. Яковлеве попроще. Во всяком случае, круглый фрукт на даме не присутствует.
- “Англичанин”
Изысканные эротичные костюмы создал для Мюзик-холла (показательного эстрадного театра, существовал в Ленинграде с 1928 по 1937) Николай Акимов. Для этого театра трудился хореограф Касьян Голейзовский. В его танце «герлс» вместо канкана исполняли физкультурные движения.
В Театре музыкальной комедии Госнардома в 1931 году была поставлена оперетта Жака Оффенбаха «Орфей в аду». К нему сочинен самый известный канкан. Как там выкручивались, выставка не сообщает, а показывает эскизы Николая Ушина – Эол, амуры, Вулкан. Этот театр стал приемником «Музыкальной комедии», продюсер которого Михаил Ксендзовский в конце 1920-х годов отправился на Соловки.
Огромная афиша 1923 года приглашает по деловому: «Экстраординарный вечер. М и Ж цирковое. В роли клоуна Бома – Леонид Утесов». До известного утесовского «Теа-Джаза» было еще несколько лет. В 1921 -1928 годах он сыграл сотни ролей в Свободном театре. Режиссеры менялись, Утесов был звездой, собиравшей аншлаги. Кстати, тогда впервые в его исполнении со сцены прозвучали Бабель и Зощенко.
НЭП породил большую частную театральную культуру – «Народная комедия» Сергея Радлова с элементами уличного театра. «Вольная комедия» начиналась еще в 1920 году, но когда лишилась госдотации, то вынуждена была открыть ночное кабаре «Балаганчик». Но, все равно, закрылась через четыре года.
Любопытна фотография 1926 года – Мария Панна и Александр Каверзин. Это пара впервые показала на советской сцене акробатический танец. Марию за супергибкость называли человеком без костей. Художника Виктора Борисковича, создавшего романтический портрет Панны, интересовали другие материи.
Финальный зал – история балета «Болт» Шостаковича. Татьяна Бруни нарисовала эскизы костюмов – Оппортунист, Прогульщик, Контрреволюционер. Сюжет: рабочий Ленька Гульба, уволенный за прогулы, решает отомстить и подкладывает болт в конвейер. Но все заканчивается хорошо. На афише стоит дата премьеры – 8 апреля 1931 года. На самом деле, это был общественный просмотр, он же – генеральная репетиция. После нее за кулисами была сделана групповая фотография. На ней – смеющийся композитор, а слева видно печальное лицо Михаила Зощенко. Как в воду глядел. Премьера была отменена, спектакль закрыли. В стране уже шли политические процессы, какие тут могли быть балеты про диверсии на производстве. НЭП закрыли в том же году, запретив частную торговлю.
Итак, главные герои – Шостакович и Утесов. На фото середины 1920-х годов они в компании с Исааком Дунаевским.
Вадим Шувалов
- Шостакович, Утесов, Дунаевский