Что случилось главного и продолжает случаться в XXI веке?
А вот что.
Исчезла “вера в прогресс”, в “единый путь” и в “завтра будет лучше, чем вчера” – вместо этого пришла тревога: “Как бы завтра не стало хуже, чем сегодня!..”
А вместе с верой в единое общечеловеческое светлое будущее исчез и устойчивый азарт от обсуждения и созидания программно оформленных “прогрессивных массовых действий”, начиная от просветительско-электоральных и кончая военно-революционными. И не только у нас, в России, но и на Западе.
Слишком много раз на протяжении истекших десятилетий и столетий все эти массодвижи приносили не совсем то, а зачастую и совсем не то, чего от них изначально ожидали их пламенные неофиты и прозелиты.
Вместо веры в прогресс в текущем столетии явилось – пока ещё негласное – смирение перед незыблемостью “человеческих природ” – цивилизаций и их метафизически неизбывных культурных кодов. Исход Америки из Афганистана – просто яркий слайд в этой затемнённой презентации, неумолимо разворачивающейся на протяжении двух десятилетий кряду.
Начинается трудный путь осмысления того, каким образом эти культуры можно (если, конечно, нужно) хотя бы частично прекодировать, модифицировать и “улучшить”.
Но всё это – “скучная”, ни секунды не упрощённо-универсалистская, а очень конкретная, очень локальная и малопригодная для азартных митингов и сетевых холиваров задача.
В общем, все умные и прекрасные просвещенческо-прогрессистские тексты эпохи модерна-постмодерна-постпостмодерна ныне незримо отправляются, скажем так, в архив.
Думать и понимать окружающий мир и своё место в нём приходится начинать по сути с нуля…
Даниил Коцюбинский