Всех нас интересует, когда же это всё кончится. Насколько велик у режима запас времени и средств для дальнейшего усиления репрессивности. Как ни хочется верить в лучшее, приходится признаваться себе, что наиболее реалистичны очень плохие прогнозы.
Но я уже достаточно долго живу, чтобы заметить, как люди меняются. Двадцатилетние, уже в который раз на моем веку – другие. Просто потому, что вырастают в иных и постоянно меняющихся условиях. Нынешних называют «непоротыми», интернетным или «путинским» поколением, что в общем никак их не описывает. Они, разумеется, разные. Среди них такой же процент романтиков, подлецов, равнодушных, талантливых, тупых, гуманитариев, технарей и так далее, как и в поколениях их предков. Но отличаются они от нас, во-первых, тем, что они ещё более разные – нас, видимо, усерднее штамповали «воспитательной матрицей» при ограниченном выборе мыслимых альтернатив.
Во-вторых, у них иного рода индивидуализм. Они склонны больше ценить себя, не возводя барьеров. По этой, видимо, причине у них проклевываются совершенно иные запросы к государству. Это не система взглядов – таковая обычно не складывается ни к 16-ти, ни к 20-ти годам. Тут именно иной «первичный» запрос: чего я в принципе хотел бы, а что меня дико напрягает.
В нашем случае их напрягает кондовая, тяжеловесная государственность с её унылым «патриотическим дискурсом». Не сам по себе патриотизм – из многих вполне потом могут получиться отпетые патриоты, а – прибивающая к земле тяжеловесность. «Лихих» 90-х они не застали, с опасностями и рисками той вольницы на личном опыте не знакомы, их насущная проблема – отсутствие перспектив. При растущей массе ограничений.
Это поколение малочисленное. Погоды оно не делает. Сегодня. Но ко второй половине 2020-х определять повестку начнут именно они, родившиеся в 90-х и позже.
Тогда начнутся перемены, даже если Путин будет жив, а нефть поднимется в цене хоть до 200 за баррель. Прогнут они режим или сломают – не знаю. Зависит. В любом случае перемены будут определяться их запросами и интересами.
Я не сказала, что в их запросах и интересах – всё и только прекрасное. Им точно потребуется иначе устроенное государство.
Марина Шаповалова