Советские люди были очень наивны. Советская власть их из невинного первобытного состояния вынула, к работе на себя приспособила, но больше ничего не позволяла. Вырвавшись из-под её опеки, они очень смутно себе представляли, как устроен весь остальной, свободный мир. Что привело к массе разочарований.
Одно из них – о возможности присоединения к этому самому, свободному миру. Или – воссоединения с ним, как тогда многим казалось.
Доломав прогнившую большевистскую диктатуру, мы ведь думали, что за выходом из рухнувшей темницы нас с распахнутыми объятиями ожидают евро-атлантические братья. А как же иначе? Они же боролись за нашу свободу – и вот она, больше нет противостоявшего ей советского блока, а мы с вами, все вместе!
Первыми, ещё в 90-х, стали догадываться “дарагие рассияне”, что никто их нигде не ждал, и принимать не собирается. В сравнении с отношением к некоторым бывшим республикам выглядело обидно: а мы, мол, чем хуже? Мы же тоже пострадавшие от большевистского режима, почему других куда-то принимают, а нас нет?..
Какие-то объяснения понять и принять было можно, хоть и нерадостно. Но вообще прагматика “Запада” воспринималась как крушение идеалов.
Говорили ведь о ценностях демократических, о справедливости. А поправку Джексона-Вэника для РФ не отменяли до 2012 года. Поправку, налагавшую санкции за ограничение права на эмиграцию, напомню. Пример почти анекдотичный, но хорошо демонстрирующий вес в реальной политике тех ценностей, речи о которых принимались нами за чистую монету.
Украинцы угодили в ту же ловушку собственной наивности только сейчас. После возникшего у них в 2014-м эффекта “рухнувшей темницы”. “Мы вырвались на свободу, ура, встречайте нас!” – а в ответ аплодисменты и – пока-пока, удачи! А помощь?.. Конечно – вот вам наши слова поддержки!
Никто ведь никакой реальной помощи не обещал. Ни россиянам в 1991-м, ни украинцам в 2014-м. Это мы сами так интерпретировали их внимание к происходившим на этом пространстве процессам. Увидев то, чего в нём не было и быть не могло: желание поступаться собственными интересами ради наших проблем.
Россияне, похоронив иллюзии, обиделись и “вернулись к себе”.
Украинцам возвращаться некуда.
Марина Шаповалова