Начинается реставрация «Медный всадника». На этой неделе скульптуру и постамент укроют реставрационным тепляком, где будет поддерживаться температура плюс 15. Работы, а их целый список, должны быть завершены к Новому году, в рекордные два с половиной месяца.
Подобную реставрацию надо было проводить в теплое время года, но ее откладывали. По изложенным нам версиям, то ли из-за проведения конкурсных процедур, а они – длительные. То ли не хотели лишать туристов открыточных видов. То ли ждали окончания работ на памятнике Николаю I (реставрационные леса с Николая I сняли две недели назад, но за забором еще продолжается благоустройство).
Теперь про список. Из самого главного: надо проверить состояние кованного железного стержня, который (через змею) является третьей точкой опоры Петра I. В 1976 году, когда проводилось обследование памятника с помощью гамма-излучения, лучи не взяли толщину металла. Теперь через небольшое отверстие в змею введут эндоскоп и проверят состояние стержня.
Также почистят складки плаща и другие незаметные издали места от ржавчины (благородное название – бронзовая болезнь), заделают трещины и царапины (последние дело рук вандалов).
Необходимо заделать трещины в гранитном постаменте, который состоит из пяти частей, иначе вода и мороз будут раздвигать камень, казавшийся монолитом. Наконец, надо отреставрировать отмостку, которая закрывает «свайное поле», держащее монумент на поверхности зыбкой петербургской земли. Мощение гранитное, разновременное, особой ценности не представляет. Поэтому, плиты, которые находятся в плохом состоянии, будут заменены новыми. Те, что получше, починены.
Кстати, табличка о реставрации 2002 года – это громкие слова спонсора. По словам специалистов, тогда все ограничилось промывкой и восковкой статуи. Теперь это делают ежегодно. Но в то время надвигалось 300-летие Петербурга и любой подарок был «в строку».
По словам Надежды Ефремовой, старшего научного сотрудника Музей городской скульптуры, которая много лет занимается историей этого монумента, в 1903 году, к 200-летию Петербурга была выполнена воля Этьена Фалькона, автора «Медного всадника», который говорил, что монументу не нужна высокая решетка: «Зачем сажать Петра I в клетку от детей и сумасшедших». Решетка появилась вскоре после открытия монумента, к то времени Фальконе уже покинул Россию.
Наивный был скульптор, сейчас просится антивандальное ограждение.
В 1957 году, когда отмечалось 250-летие Петербурга-Ленинграда, был убран высокий поребрик. В 2003 году установили небольшой заборчик, прикрыв его кустарничками. Впрочем, владения Музей городской скульптуры заканчиваются по обрезу отмостки. Дальше территория, подведомственная комитету по благоустройству.
Вадим Шувалов