1) Россия ещё больше самоизолировалась от Запада и продвинулась по пути превращения в «гибридную» евразийскую автаркию с цензурой, политзеками, скудной экономикой и милитаризированной коррупцией. Это плохо.
2) Могла ли Россия, по факту являющаяся империей, отказаться от полноценного «геополитического отступного», когда – в ситуации блокировки «Северного потока – 2» – потеряла последнюю возможность «давить» на Украину рублем, а не приграничным танковым грохотанием?
Нет, не могла. Ибо в этом случае «царь» публично расписался бы в своей неспособности перманентно «подниматься с колен», а значит, и в своей нелегитимности.
Кто виноват в том, что империя, вместо экспансивно-финансово-экономического (как собиралась ещё в 2021 году), выбрала территориально-военно-экспансивный путь получения геополитических компенсаций? Как минимум, виновата не только она. А по мне так в большей мере виноваты те, кто её к этому целенаправленно подтолкнул, хотя мог ведь этого и не делать.
Но уходящий коронавирус надо было срочно заменить «новым мировым бичом божьим», чтобы институциональная тревога глобальной сетевой толпы, от которой зависят и которой одновременно манипулируют политики на Западе, была срочно подвергнута очередному ребрендингу. До вируса был Трамп. До него – ИГИЛ, до ИГИЛа – Асад. Ну, и т.д., вплоть до Милошевича, Бин Ладена и Хусейна. Теперь вот – Кремль…
Хорошо ли всё это? Скверно. Очень скверно. Но такова данность постинформационной crazy-поры. Эту данность остаётся лишь констатировать и принимать, как ежедневную дозу стрихнина.
3) Что станет с жителями многострадальных новопризнанных «народных республик»? Возможно, у них появляется шанс на «крымский сценарий». То есть на относительно стабильную жизнь с огромными дотациями из российского бюджета, но без международного признания.
Хорошо ли это? Это решать самим жителям ЛНР-ДНР.
4) Стала ли ближе «третья мировая»? Крымский опыт 2014 года, вроде, говорит, что не стала. «Вроде» – потому что на сей раз Россия «меряется боеголовками» не с Украиной, а с США и Европой. По сути – с НАТО. О чём из речи Путина мы услышали в деталях и красках.
Так что пока неясно: хорошо или плохо то, что случилось, с точки зрения перспектив «большой войны». Если всё в ближайшее время замрёт и под гром санкционных фанфар тихо продолжится торговля российским газом с ЕС через Украину, то значит, большей, чем есть сейчас, войны не будет. И это будет хорошо.
Если же всё не затихнет, если Европа решится на бойкот российского газа, а на границах с Донбассом начнёт нарастать стрельба, то вот это будет самое плохое. Не для держав с их людоедскими амбициями. А для людей, притом со всех сторон этой бесконечной великодержавной хрени и хрони.
Резюме. Чтобы окончательно понять, что же будет с Путиным и с нами, надо дождаться реакции стран НАТО. Кремль уже отдуплился, радикально изменив «дизайн», но сохранив фактический статус-кво.
Эпицентр «борьбы за мир» снова переместился на Запад.
Даниил Коцюбинский
P.S. А санкции Байдена, между тем, по сути чисто символические – касаются только ДНР и ЛНР, притом даже по отношению к ним выглядят как “снисходительные”.
Ощущение, что реализовалась некая кулуарно достигнутая договорённость. Если в самом деле так, то большой войны, скорее всего, не будет. И слава богу.