Проблема транспорта всегда входила в тройку проблем, которые особенно волновали петербуржцев. Но в последнее время, судя по опросам общественного мнения, транспорт и все, что с ним связано, вышел на второе место в рейтинге проблем (после проблем снижения доходов и роста цен). Сейчас дан окончательный старт реформе. Реформирование системы городского транспорта должно было начаться раньше, но его отложили до весны 2022 года в связи с пандемией.
Но почему-то, когда говорят о реформе, все сводится к рассказам об увеличении количества транспортных единиц и об улучшении их качественных характеристик. Однако, практически ничего не говорят об организационной стороне. Так сказать, о логистической составляющей. Судя по опросам, да и просто по разговорам, горожане очень плохо представляют, в чем эта реформа заключается. Когда спрашиваешь, что они о ней знают, ответы сводятся к следующим репликам: «Маршрутки отменят. Весь транспорт станет государственным. Пересадок станет больше. Наверно, введут новые стыковочные маршруты…»
Кстати, про планы относительно пересадок и стыковочных маршрутов говорят прежде всего те, кто обратил внимание на введение билетов, по которым в течение определенного времени можно пользоваться различными видами транспорта. Проблема пересадок, между прочим, очень волнует представителей маломобильных групп населения. Поскольку им важно не сокращение и экономия времени поездок, а чтобы можно было доехать из одного места в другое без пересадок.
Неизвестно, кто и как разрабатывал эту реформу. Кто выступал в качестве экспертов. Каков был ее основной посыл, цель. Проводились ли какие-либо слушания с обсуждением концепции реформы, где? Изучалось ли мнение населения через опросы, чего хотят горожане (мне о таких опросах неизвестно)? Я попробовала узнать у депутатов Законодательного собрания (и старых, и новых), обсуждалась ли транспортная реформа с ними. Никто из моих собеседников не дал положительного ответа.
В конце концов, хотелось бы понять, что в конечном итоге должно измениться. Какие будут улучшения? Появятся ли новые маршруты, ликвидируют ли все маршрутки и почему?
А что будет с маршрутками, которые возят пассажиров из Петербурга в Ленобласть? Эти маршрутки очень удобны, поскольку они доставляют людей от станций метро (например, «Московская») в такие места Ленобласти, которые находятся вдали от железной дороги. К тому же ходят они регулярно, промежутки движения небольшие, стоят недорого.
И вообще, хотелось бы знать, учитывает ли реформа, которая разрабатывалась до пандемии, новые реалии. До сих пор немалое количество горожан, несмотря на некоторое падение заболеваемости, ограниченно пользуются общественным транспортом. Владельцы личных машин, наоборот, стали пользоваться ими намного чаще. То же и с такси. Теперь многие вместо того, чтобы ехать на метро, едут на такси. В связи с этим растет количество пробок, соответственно, надо разрабатывать новые маршруты общественного транспорта. Хотелось бы знать статистику пользования разными видами общественного и индивидуального транспорта. Какой транспорт больше востребован, какой вместимости. Возможно, что автобусы и троллейбусы большой вместимости уже не так нужны, как прежде. И, возможно, лучше их заменить транспортом с небольшими салонами?
Итак, 1-го апреля началась транспортная реформа. За уточнениями и разъяснениями предлагают обращаться на сайт организатора перевозок. А все-таки, как узнает подробности реформы человек, у которого нет возможности зайти на этот сайт? Может, наше городское правительство изыщет средства и для информирования петербуржцев, издав специальные материалы (брошюру), или посвятит этому отдельные выпуски СМИ?
Татьяна Протасенко
Фото gov.spb.ru