Я не знаю, есть ли люди, которые не в курсе ужасной драмы, разыгравшейся на церемонии вручения премии Оскар?
А всё начиналось как всегда — чинно, благородно: красная дорожка, изысканные, красивые люди, натренированные тела, haute couture.
Но ровно до того момента, пока один негр (Уилл Смит) не настучал в бубен другому негру (Крису Року) на вручении премии Американской академии киноискусства (см. картинку на заставке).
В силах ли мужчина, особенно эксцентричный, особенно афроамериканец, когда оскорбляют женщину, причём, не абы какую, а жену — думать не об обидчике, а о котиках и обнимашках, чтобы успокоиться?
Вдох-выдох, вдох-выдох, у котика лапки.
Радовало в этой ситуации то, что оба чёрные, и, казалось бы, накось выкуси — cancel culture.
Но нет. Оскорблённое общество ушло на совещание. Так ведь и вопрос не из простых — поди знай, кого из негров отменить. Крис Рок, конечно, сексист и всё такое, да и феминизм в опасности, но и Смит сразу в харю, без заявлений, без перчатки — тоже нехорошо. Вроде бы плюнуть и растереть: шоу-бизнес.
- Мемасиков напридумывали пока выясняли: ху из ху
Но не таких правил культурное западное общество. Оно судило, рядило и прикидывало морду к бритой голове целую неделю. Решило, что пощёчина всё же хуже и отменило к чёртовой матери Уилла Смита. И он себя ждать не заставил, быстренько написал, мол, виноват, не оправдал доверие, обидел своими действиями весь мир в лице зрителей.
Что касается меня, так нет — не обидел.
Но я не весь мир.
Думаете, чистосердечное раскаяние за устроенный мордобой помогло Уиллу? Ни разу. Ему пришлось покинуть оскаровскую киноакадемию, а Netflix, Apple+ и Sony Pictures отказались с ним работать. Жертвенник cancel culture пополнен. Все счастливы.
- Не забыли и о шутке Криса Рока о сходстве Джады Пинкетт-Смит с Солдатом Джейн. Довольно быстро в сети появился постер с женой Уилла Смита
Можно, конечно, апеллировать к этике. Но этика это не действие, этика в данном случае то, с каким намерением это сделано. А намерения самые, что ни на есть — защитить женщину. Много мужчин, и знаменитых в том числе, с этим самым намерением стрелялось друг с другом на дуэлях, прямо до смерти. А тут затрещину нельзя дать черному человеку.
А всё потому, что право на насилие имеет только государство. А вам вот колышки с флажками, сидите в своей песочнице и обставляйте друг друга, а кто заступил — вон из песочницы.
Не сомневаюсь, что агрессию можно загнать глубоко внутрь. Но на сколько? Это вопрос времени и случая. А уж если она вырвется из-под контроля, то пиши пропало, тут и по психологам не ходи. Вряд ли обойдётся оплеухой на экране. Но что-то подсказывает, что хватит экспериментов — лучше меньше, да лучше. Кроме того, такое впечатление, что агрессия, блокированная одним социумом, высвобождается в другом. Закон сохранения.
Общество слишком широко шагает к миру без насилия. Мир за ним не успевает.
Клара Шох