В Русском музее открылась выставка «Увидеть невидимое…», приуроченная к 50-летию Отдела технологических исследований. На примере нескольких картин показано, как с помощью неразрушающих методов произведения меняли авторов и названия.
«Город 812» заинтересовало:
«Победа израильтян над амаликитянами». Неизвестный западноевропейский художник XVIII века.
Картина поступила в Русский музей в 1898 году во время создания его коллекции. Как «Куликовская битва». Полотно долгое время находилось в частном собрании. Было предложено Павлу Третьякову, он не купил. Зато купил Эрмитаж. Автором (ведь есть подпись) считался известный русский художник Андрей Матвеев. И дата создания указана – 1719-й. Только в 1930-е годы специалисты обратили внимание на нестыковки. В указанное на датировке время 18-летний Матвеев стажировался в Голландии и никак не мог создать картину по указу Петра I.
Тогда картину приписали другому художнику – Ивану Никитину. Но с вопросительным знаком. В 1970-е годы специалисты сделали рентгеновские и инфракрасные снимки картины. Оказалось, она частично переписана. Участники библейской битвы «переодеты» в персонажей битвы 1380 года. Сделано это намного позже создания оригинала и неумелой, явно не никитинской рукой. А поздние надписи прославляют князей Белосельских-Белозерских.
Эти улики привели к Александру Белосельскому (1752-1809), получившему от Павла I вторую знатную фамилию. Дипломат и поклонник изящных искусств, он долгое время служил посланником в Дрездене, потом – в Турине. В 1793 году имел неосторожность послать в Петербург «идиллическую депешу» о французской революции. Екатерина II отозвала посланника и запретила ему покидать родные пределы.
Тогда Белосельский-Белозерский целиком отдался собиранию картин, покупая их через своих европейских агентов. Вероятно, таким образом к нему попала «Победа…». Но рядом находился конкурент – барон Александр Строганов. И тогда Белосельский-Белозерский решил одним выстрелом убить трех зайцев. Напомнить надписями о заслугах рода Белозерских в Куликовской битве, получить картину Андрея Матвеева (самого известного художника XVIII века на начало XIX-го) да еще и созданную по воле Петра I. Неизвестный подмастерье заказ выполнил.
.
Портрет архитектора Николая Львова. Дмитрий Левицкий. 1789.
Обошлось без подделок. Картина поступила в Русс из Академии художеств в 1923 году. Через 60 лет ее просветили рентгеном и обнаружили, что первоначально хост был меньше и на нем в перевернутом виде было другое изображение. Существуют две версии о первом. Либо это автопортрет Левицкого, либо тот же Львов. Увеличить картину пришлось по требованию Академии художеств. Архитектора избрали почетным академиком и понадобился его портрет большего размера.
.
Портрет Александра I. Мастерская Джорджа Доу. 1826.
Уменьшенное повторение с оригинала Доу 1824 года. Под слоем живописи обнаружено литографированное изображение царя. Оно было отпечатано на грунтованном холсте для ускорения процесса тиражирования популярного изображения. Первый известный в России случай использования тиражной техники для создания нового живописного оригинала.
.
«У питейного дома». Георгий Дестунис(?). 1867
Долгое время картина приписывалась популярному художнику Леониду Соломаткину. Но экспертов насторожил веселый характер изображаемого, не свойственный Соломаткину. После исследований выяснилось, что дата – подлинная, а подпись фальшивая. От настоящего автографа осталась только буква «Д». Предположительно за ней скрывается Дестунис, малоизвестный русский художник греческого происхождения.
.
«Пейзаж с елями». Иван Волков. 1876.
Картина поступила в Русский музей в 1953 году как картина знаменитого пейзажиста Федора Васильева, о чем свидетельствовал автограф – «Васильевъ 73». Но микроскопы не врут. Они выявили что подлинная подпись – «И.Волковъ 1876» была затонирована.
.
«Колхозницы». Кузьма Петров-Водкин. 1937.
Съемка в инфракрасных лучах показала, что под колхозницами находится портрет «Пушкин в Болдине». Петров-Водкин написал его к большой пушкинской выставке 1937 года, но картина не прошла худсовет и считалась уничтоженной. Сравнение снимков портрета Пушкина с ее фотографией, сделанной Александром Бродским (отцом нобелевского лауреата), показало, что речь идет об одном и том же произведении.
Вадим Шувалов