Стоит ли идти на инсталляцию «Найти Бэнкси» в Севкабель
.
Не успела закончиться нашумевшая выставка «Балабанов», Севкабель Порт уже приютил новую экспозицию. Посвящена она не менее значимой фигуре в современной культуре, а именно – уличному художнику Бэнкси. И хотя выставка состоит из копий работ мастера стрит-арта, впечатление от этого не становится менее сильным. Что представляет из себя тотальная инсталляция «Найти Бэнкси» и как она за первые недели существования успела стать мишенью активистов?
Начинается экспозиция, по ощущениям, задолго до входа в Севкабель. Сначала мы видим большой рекламный щит, а затем – большую неоновую вывеску на здании «Цеха» в самом Порту.
Кажется, на рекламу были затрачены немалые средства, и окупаются они, судя по всему, не такой уж демократичной ценой входного билета. Если вы относитесь к категории льготников, то – 600 рублей, в противном случае готовьтесь заплатить от 850 до 1000 рублей, в зависимости от дня недели. Видимо, уличное искусство все же – не для всех, что, согласитесь, довольно парадоксально, учитывая декларированное негативное отношение самого Бэнкси к капитализму и консьюмеризму. Но до картин художника, посвященных этой проблематике, мы дойдём чуть позже.
Первым, что попадается на глаза посетителю выставки – стенд с краткой биографией граффитиста, позволяющий узнать, когда и где он (предположительно) родился и написал ту или иную картину. Далее зритель может лицезреть копии самых знаменитых произведений Бэнкси. Некоторые из них выполнены в привычном нам формате картин: прямоугольный холст, в рамке или без, и подпись с названием полотна, годом его создания и местом оригинального размещения.
Но все-таки мы находимся не на обычной экспозиции в картинной галерее, а на выставке «одного из самых противоречивых и многогранных художников стрит-арта», как заявляют ее создатели, а потому многие экспонаты выглядят не совсем привычно.
Например, копии некоторых граффити размещены по периметру всей стены, как они существуют в своей «естественной» среде. Другие экспонаты полностью повторяют место, где Бэнкси их создал. К ним относятся вагон метро лондонского метрополитена с раздвигающимися дверьми, на которых, собственно, и помещена работа мастера, посвященная локдауну и пандемии коронавируса (как давно, кажется, это было!). Еще из необычных экспонатов – копия автобусной остановки, на крышу которой Бэнкси «усадил» героев одной из своих работ, а также автомобиль, ставший холстом для очередного шедевра. Выбор нетипичных мест для росписи – одна из особенностей художника, которая привлекает внимание, и создатели выставки смогли это показать.
И все же, как мне показалось, работа с пространством – не самая сильная сторона организаторов экспозиции. Она не идет сплошным потоком, вместе с которым ты движешься и в котором невозможно потеряться. Она напоминает скорее дерево с бесконечными ответвлениями, которые между собой не очень удачно соединены, поэтому самым любопытным придется ходить кругами и возвращаться к развилкам, чтобы увидеть все. Кроме этого, не всегда можно понять логику размещения экспонатов. Не прослеживаются принципы ни хронологической, ни логической последовательности. Например, часть картин и скульптур проекта «Dismaland» объединены в отдельный зал, однако объекты той же серии можно найти и в других местах выставки, причем их размещение там никак не объясняется. Вишенкой на торте этого беспорядка является повторение одной и той же работы Бэнкси в начале и в конце экспозиции – разница лишь в размере и цвете фона. Даже таблички с подписью ничем не отличаются. Может быть, конечно, организаторы решили таким образом проверить зрителя на внимательность, однако так это или нет, лично для меня осталось тайной.
Другая деталь, обойти которую я не могу, – это аудиогид. Работает он в формате QR-кодов, размещенных под экспонатами – правда, такой почести удостоились далеко не все из них. По ссылке посетитель может прослушать комментарий, длящийся от 20 секунд до 2,5 минут. Как и в размещении экспонатов в пространстве, в «структуре аудиогида» нет какой-либо логики и последовательности: один раз вы услышите информацию о размещении оригинального граффити, в другой раз – комментарий по поводу того, что именно хотел сказать Бэнкси своим творчеством, а затем вы и вовсе можете просто прослушать «озвучку» того, что написано на табличке под картиной. Кстати, эти таблички тоже не подчинены единой логике: где-то указано только название, где-то дана краткая история создания, и лишь в редких случаях вы найдете ироничный комментарий по поводу изображенного. Очень жаль, что такие комментарии есть не везде: они бы сделали выставку более понятной и в то же время не перегрузили бы зрителя. В общем, не слушая аудиогид, вы потеряете немного, зато избежите мороки с подключением наушников и постоянным открыванием новых вкладок на смартфоне.
Итак, слегка разочаровавшись в аудиогиде и поплутав по инсталляции, я подошла к «Красной комнате» – еще одному отдельно выделенному залу. Само название уже интригует, но главный сюрприз меня ждал внутри: на месте одного из объектов висела табличка «КАРТИНА НА РЕСТАВРАЦИИ».
Удивительная картина, учитывая, что выставка работает чуть меньше месяца. Что же успело случиться?
Оказалось, до инсталляции добрались активистки: они облили полотно «Венера» кремом, состав которого до сих пор остается тайной как для реставраторов, так и для всех остальных. Зачем? Чтобы сказать, что «изъяны» красоты нужно не скрывать косметикой, а принимать такими, какие они есть. И хотя сама мысль, на мой взгляд, очень даже разумна, поступок девушек таковым назвать язык не поворачивается. Дело даже не в порче произведения искусства, а в нелогичности (как часто я использую это слово в контексте выставки!) самой акции.
- Фото – отсюда
Картиной «Венера» Бэнкси как раз и показывает, что даже самая прекрасная богиня, оказавшись в современном обществе, была бы вынуждена прибегнуть к косметической хирургии, потому что нынешние стандарты красоты просто недостижимы «естественным путем». Мне кажется, что художник стремился сказать то же самое, что и активистки, просто сделал это в своей привычной саркастической манере, которую, видимо, девушки распознать не смогли.
- Бэнкси. Венера
Иронично, что вход в зал, где висела картина до инцидента, обрамлен двумя полотнами, которые словно предвосхитили произошедшее. Первое – «Подсолнухи с бензоколонки» – отсылает нас к «Подсолнухам» Винсента Ван Гога, ставшими недавней жертвой любителей обливать картины. На втором полотне – «Картине маслом в заварном креме №3» – Бэнкси изобразил мужчину, чье лицо и одежда испачканы начинкой пирога. Остается гадать: либо активисты все же умнее, чем кажутся, и тщательно отнеслись к выбору своей мишени, либо же это невероятное совпадение.
Но вот злополучный зал пройден, за ним – еще экспонаты, а на выходе нас ждет копия работы Бэнкси «Выход через сувенирную лавку». Именно этой фразой встречают посетителей работники выставки, и поначалу это кажется обычным предупреждением, но в конце инсталляции понимаешь, что фраза была сказана не просто так. И, конечно, как и обещает этикетка картины, нас в реальности ожидает магазин с открытками, магнитами, блокнотами и другой сувенирной продукцией с изображением экспонатов – яркое проявление того самого капитализма в сфере искусства, который обличает в своей работе Бэнкси.
Эту деталь создатели выставки обыграли очень ловко, стоит отдать им должное. В этом угадывалась и лёгкая ирония над декларативным антибуржуазным пафосом вполне коммерчески успешного художника.
И хотя с другими аспектами кураторы обошлись чуть менее внимательно, все же я рекомендую «Найти Бэнкси» к посещению. Эта инсталляция дает возможность познакомиться с разными работами мастера, за исключением известной многим картины, уничтоженной шредером на аукционе (ее копия также представлена на инсталляции), и понять, насколько широк спектр социальных проблем, затрагиваемых граффитистом.
- Фото – отсюда
Здесь и социальное неравенство («Ненавижу понедельники»), и насмешка над политической системой Великобритании («Королева обезьян», «Комар»), и вызов «высокому» искусству («Рембрандт», «Вы, наверное, шутите?»), и высмеивание поп-культуры (проект «Dismaland», «Мужчина и пустая рамка»). Всё, что вас не устраивает в нашем обществе, Бэнкси уже высмеял в своих работах. А так как многие из них «обитают» на стенах зданий США и Великобритании, то увидеть их вживую представляется непростым и уж точно не дешевым занятием, так что «Найти Бэнкси» в этом плане становится идеальным выходом, чтобы задуматься о неидеальности современного мира.
Влада Кузнецова