Начать хочу с цитаты из Ч.Диккенса, из десятой главы «Крошки Доррит», «заключающей в себе всю науку управления»: «Как только выяснилось, что нужно что-то сделать, Министерство Волокиты раньше всех государственных учреждений изыскивало способ не делать того, что нужно». Эту, не скрою, любимую цитату я сразу вспомнил, когда осмотрел то, что на сайте Российской национальной библиотеки торжественно названо «новым информационным центром для читателей» (см. тут).
Потому что Министерство культуры, будучи хорошо осведомленным обо всем, что выделывают генеральный директор РНБ и его непосредственные подчиненные, не делает того, что нужно и тянет с давно назревшим и перезревшим решением: исправить кадровую ошибку, фатальную для РНБ, и уволить, наконец, Гронского В.Г. с занимаемой им должности. Бессмысленность создания этого «нового информационного центра» весьма выразительно напоминает о преступной волоките Минкульта, виновного как в назначении руководителем РНБ в январе 2021 г. Гронского В.Г., так и в том, что он все еще остается на этой должности.
Открытие «нового информационного центра» состоялось 16 января 2023 г. На сайте РНБ об этом сказано так: «Центр, расположившийся в обновленном пространстве первого этажа, и, объединяющий несколько функций, станет не только информационным навигатором для студентов, пришедших в библиотеку впервые, но и удобным местом для работы постоянных читателей».
Напомню, что об этом центре я уже писал в статье «Отчет о посещении нового здания РНБ», размещенной на сайте журнала «Город 812» 20 ноября 2022 г. (см. тут). Статья представляла собой фоторепортаж с комментариями. Тогда речь шла лишь о проекте, а строительные работы только начинались, поэтому пространство бывшего «аквариума» площадью 20 х 20 кв. м (так в библиотеке называли остекленный параллелепипед, использовавшийся как фондохранилище Русского журнального фонда) был затянут полиэтиленовой пленкой. Теперь же можно по достоинству оценить это «обновленное пространство первого этажа», являющееся аналогом «ресепшн», приемной зоны в гостиницах.
- Вид на стенку снаружи
- Ребристый потолок
Начать надо с того, что новизны, то есть каких-либо новых функций в сфере библиотечного обслуживания «новый информационный центр» по сравнению с тем, что было раньше, не дает. Просто сюда со второго этажа перенесли пост ответственного дежурного, а с третьего этажа – компьютерный участок. Все это было в РНБ и раньше, поэтому говорить о какой-то новизне нелепо. Потратили 4 600 000 руб. на строительные работы, плюс затраты на проект, отчитались о создании чего-то якобы нового и успокоились. На самом же деле это всего лишь примитивная имитация развития библиотеки.
Кстати, у самого входа в РНБ размещен киоск с надписью «Справочная», а сидящий тут сотрудник РНБ предназначен именно для того, чтобы объяснять читателям, где можно записаться в РНБ, где находятся нужные отделы библиотеки, как туда попасть. Аналогичные справки можно получить в пункте записи (в подвале здания, рядом с гардеробом), а также у сотрудника из группы ответственного дежурного, который сидит на входе в РНБ, где читатели предъявляют билет. Уже три сотрудника для получения справок. Поэтому ответственного дежурного вполне можно было оставить там, где он сидел прежде – на втором этаже. Какой-либо необходимости в его перемещении не было вообще, дежурный мог оставаться на втором этаже, потому что справочные услуги в РНБ оказывают на каждом шагу, причем буквально.
Что же касается читателей, то в результате создания «новой информационной зоны» они получили ряд неудобств.
Во-первых, в центре этого пространства площадью 400 кв. м с высотой потолка около 3 метров и наполовину закрытого боковыми перегородками располагается квадратной формы выгородка, «прилавок», за которым с одной стороны сидит ответственный дежурный, а с противоположной – дежурный консультант по электронным ресурсам РНБ. Вокруг размещены компьютеры, перенесенные сюда с третьего этажа.
К дежурным подходят читатели, задают вопросы. Понятно, что два дежурных, которые общаются с читателями, мешают друг другу, поскольку посажены слишком близко. Также их разговоры мешают читателям, которые работают за компьютерами. Потолок низкий, звукопоглощения нет, любой разговор хорошо слышен во всех концах этого пространства, читатели уже на это жаловались… Так что ни о каком особом удобстве, которого раньше не быо, говорить не приходится. Стало как раз неудобнее.
Раньше ответственный дежурный – повторю – находился на втором этаже, а консультант по электронным ресурсам и компьютерный участок – на третьем. Теперь их искусственно объединили в одной выгородке, причем никакой нужды в этом не было, как нет от этого и никакого удобства для читателей. Никто не понимает, зачем это нужно было делать, тем более, что то место, где раньше на третьем этаже размещался компьютерный участок, теперь пустует.
Новое здание вообще было спроектировано нелепо: здесь пустуют гигантские пространства на всех четырех этажах – это галереи и фойе, которые можно было бы использовать для хранения фондов. Сейчас никто не может понять, чем руководствовались проектировщики (в институте «Ленпроект» работу над созданием проекта осуществляла архитектурно-планировочная мастерская № 6, руководителем которой был В.Н.Щербин, известный архитектор, ставший позднее заслуженным архитектором России, профессором и членом-корреспондентом Российской академии художеств; от библиотеки проектирование курировала М.Д.Моричева, заместитель директора по библиотечной работе в 1972 – 1989 гг.), создавая в 1970-1980-е гг. вместо проекта библиотеки проект некоего странного дворца культуры. Щербин умер в 1996 г., Моричева – в 2005 г., спросить, что это была за концепция, уже не у кого, а в содержательной статье М.Д. Моричевой и Л.А. Шилова «К истории строительства нового здания ГПБ – РНБ в 1970-е первой половине 1980-х гг.» (см. тут) объяснений нет. Нынешний руководитель мастерской № 6 «Ленпроекта» архитектор М.В. Сарри лишь сказал мне, что Щербин и главный архитектор проекта Л.К. Варшавская создавали проект «дворца книги». Ну а дворец – это всегда гигантомания.
И вот теперь в практически пустом здании этого дворца (точнее, в первой очереди нового здания) придумали сконцентрировать на площади 20 х 20 кв. м сразу и участок доступа к компьютерам, и ответственного дежурного, и «просмотровый зал», и еще «уголки отдыха» с диванчиками и столиками. Видимо, для того, чтобы читатели могли посидеть там и, так сказать, пообщаться и расслабиться. Но если читатели будут в этих «уголках» расслабляться и разговаривать, они будут мешать, тем, кто сидит за компьютерами… Хотя, повторю, при образовавшейся скученности в «новой информационной зоне» в четырехэтажном здании на этажах со второго по четвертый пустуют гигантские фойе, где как раз такие зоны отдыха и общения и надо размещать.
Что же касается «просмотрового зала» с настенным монитором в задней части «нового информационного центра», сделанного по образцу современных музейных экспозиций, то он лишь усиливает ощущение нелепости.
По имеющимся у меня данным, проект подготовила Климова Варвара Викторовна (см. тут), которая в 1996 г. окончила факультет «Интерьер и оборудование» СПбХА им. В.И.Мухиной и с того же года занимается частной практикой. На сайте указано, что проекты Варвары Климовой участвовали в конкурсе «Архитектурной премии»: квартира в Санкт-Петербурге (в номинации «Интерьер квартиры», 2003) и квартира в Санкт-Петербурге площадью 170 м2 (в той же номинации, 2005). Участвовали, но премий, как можно понять, не получили. На том же сайте журнала «Salon Interior» приведено творческое кредо Варвары Викторовны: «В работе стою на позиции проводника, который призван выявить мечты и желания заказчика, а затем материализовать и оформить их».
Известно, что в прошлом году Климова уже выполняла проект для РНБ – это было «выполнение работ по разработке проектной документации в целях перепланировки и оформления интерьера нежилого помещения» (см. Приложение 1). Есть информация, что имелся в виду проект туалетной комнаты для VIP-посетителей РНБ в главном здании (документы см. тут).
Конечно, интерьеры квартир богачей и внутреннее пространство библиотеки – это не вполне одно и то же, и сделан проект «нового информационного центра» именно «по-квартирному», исходя из ограниченности места, куда надо затолкать четыре различные функции: входная зона (выгородка с ответственным дежурным), рабочая зона (компьютеры для читателей), зона для relaх («уголки отдыха»), гостиная (настенный монитор, очевидно, подключенный к видеомагнитофону). В общем, все как учили.
Но к госпоже оформителю у меня претензий нет, потому что она материализовала нелепые желания заказчика, при этом минимизировав украшательство, которое сведено к картам Петербурга на боковых стенках, там и сям расставленным растениям в горшках, стильным потолочным светильникам и ребристому потолку.
Во-вторых, несмотря на то, что пространство информационного центра не является замкнутым, здесь очень душно. Это естественно, поскольку помещение не проветривается, оно лишено окон и заодно естественного освещения. Открыть окно и проветрить это пространство невозможно. При этом согласно сметному расчету были запланированы вентиляция и кондиционирование (см. п. 74 Приложения 2 в упомянутой выше статье «Отчет о посещении нового здания РНБ» – «Сплит-система настенного типа “Daikin” FT35/R35, мощность охлаждения 3,5 кВт, в комплекте: внутренний и наружный блоки, пульт управления», статью см. тут), однако я ни вентиляцию, ни кондиционирование не обнаружил и не почувствовал. Как, кстати, и сотрудники РНБ. А ведь они находятся здесь целый рабочий день, лишенные воздуха и дневного света.
Кстати, любопытно сравнить сметный расчет с тем, что имеется в наличии. Так, например, в п. 8 указана установка металлических дверных блоков в готовые проемы, однако ни проемов, ни металлических дверей я опять же не увидел. Возможно, в смету они вошли, а в реальности их не видно… Однако утверждать не могу, а проверка соответствия сметы тому, что сделано, – это уже задание компетентным органам – прокуратуре, Следственному комитету и Счетной палате.
Попутно замечу, что пункт записи перебазировали с первого этажа в подвальное помещение, а обещанной приточной вентиляции здесь также нет, хотя ее давно обещают.
И последнее, также связанное с работой «нового информационного центра».
16 февраля 2023 г. обнаружилось, что в локальной сети РНБ заблокирован ряд интернет-ресурсов: сайт журнала «Город 812» (https://gorod-812.ru/), Telegram.org, возможно, и другие сайты. То есть веб-версия Telegram-каналов недоступна, а приложение Telegram desktop работает без помех. Оснований блокировки специалисты, которые этим занимаются, не назвали, предложили для разблокировки писать генеральному директору или его помощнику по цифровизации – некоему Манину. При этом через библиотечный wi-fi Telegram и «Город 812» по-прежнему доступны, как доступны и через мобильные телефоны, с помощью которых все сотрудники регулярно читают наш журнал «Город 812» и хихикают над руководством библиотеки, которое так и не узнало, что на зеркало неча пенять, коли рожа крива.
Да, это цензура, самоуправство, превышение должностных полномочий, существенно нарушающие право на информацию. Но выглядит все это жалко, поскольку сегодня перекрыть в интернете доступ к любой информации невозможно.
Поэтому протестовать, на мой взгляд, смысла нет: ведь это еще один удобный повод посмеяться над глупым руководством РНБ, которое сунуло голову в песок и думает, что так никто не узнает про его, руководства, противозаконные проделки и некомпетентность.
Михаил Золотоносов
Приложение 1