Отчет о посещении нового здания РНБ

18 ноября 2022 года. Фоторепортаж с комментариями

 

.

Обычно, когда я еду в новое здание на Московский пр., то, предвкушая, обычно вспоминаю рассказ Борхеса «Вавилонская библиотека», в котором он признался: «<…> Я думаю, что человеческий род – единственный – близок к угасанию, а Библиотека сохранится: освещенная, необитаемая, бесконечная, абсолютно неподвижная, наполненная драгоценными томами, бесполезная, нетленная, таинственная».

Действительно, в гигантском ярко освещенном здании читателей настолько мало, что библиотека и впрямь кажется необитаемой, бесполезной и таинственно.

.

«Светская жизнь»

Но на этот раз все было не так: проходила какая-то очередная конференция, было непривычно многолюдно, шумно и суетно, участники облепили книжные киоски, расставленные в вестибюле, то и дело сновали на улицу покурить, а затем спешили в столовую и в туалеты. Дамы фотографировались на фоне позднесоветского дизайна интерьера, о чем-то таинственно переговаривались, одновременно следя за тем, что происходит вокруг… Атмосфера немного напоминала праздник Нового года с неожиданными встречами и сюрпризами.

И хотя я приехал, чтобы поработать с книгами и журналами (что и сделал), сюрпризные встречи и «светская жизнь» не обошли и меня. Так, фотографируя остатки бывшего «аквариума» на первом этаже, который хотят превратить в гостиничный reception (подробнее об этом ниже), я неожиданно (по крайней мере, для меня) оказался рядом с Гусевым – тем самым сотрудником Департамента безопасности РНБ Олегом Гусевым, который в качестве телохранителя мужественно спасал директора Гронского от опасных посягательств Никиты Елисеева, а затем выступал в качестве свидетеля на суде по иску Никиты к администрации РНБ. О нем я написал в статье «Страшный Никита Елисеев и его победа в суде» (см. тут). И вот я фотографирую, а ко мне подходит охранник и просит не заходить в служебное помещение.

Причем в служебные помещения я проникать и не собирался, был от них далеко, поэтому мне сразу стало понятно, что человек таким неуклюжим способом зачем-то хочет со мной познакомиться. «А вы кто?», – спросил я. «А я Гусев», – ответил он. Мы разговорились. В частности, Олег Михайлович отметил одну ошибку еще в первой статье о суде «Как челобитную царю подаешь?!» (см. тут), где я описал его как «могучего парня двухметрового роста». «Это неверно, – сказал Гусев, – мой рост 185 см». Я обещал ошибку публично исправить и уменьшить его рост на 15 см.

И вот мы стоим и разговариваем, как вдруг из внутреннего коридора вылезает Гронский со своим ординарцем, в верхней одежде, и быстро двигается к выходу из библиотеки. Однако вдруг резко останавливается, вроде как внезапно увидев меня. И мгновенно придя в приятнейшее изумление, широко улыбаясь, радуясь встрече несколько более, чем можно было ожидать, начинает приветственную речь, приторно растягивая слова: «Михаил Нафта-а-а-лиевич…». Дескать, какая радость.. какая встреча… какие именины сердца… сколько лет…  

В свое время после публикации в газете «Час пик» (1991. 8 апреля. № 14) моей первой статьи о Публичной библиотеке «Национальная библиотека России: предсмертная жизнь и программа гибели» я случайно встретил в отделе эстампов директора В.Н. Зайцева, у которого брал для статьи интервью. Зайцев склонился к моему уху и прошептал: «Какая же вы все-таки сволочь!».  

Но Гронский совсем другой. Сразу стало понятно, что и Гусев обратился ко мне и увлек разговором не просто так (прав был Булгаков: «Никогда не разговаривайте с неизвестными»). Я прикинул возможный замысел этих «именин сердца» и спланированной мизансцены: необходимо продемонстрировать, что мои статьи, публикуемые почти два года, в которых критике подвергается Гронский, его действия и бездействие, злые статьи, в которых разоблачается все: от разрушающегося здания на Фонтанке и постоянных протечек в новом здании до коррупциогенной механики закупок у единственного поставщика и кошмара с перемещением ГАКа, – все это на самом деле очень сильные преувеличения. Конечно, есть проблемы, ну а где их нет? В действительности же в РНБ все хорошо, все в порядке, и в Министерстве директор на отличном счету. Просто такова уж поденная работа журналиста, заказанная врагами и ими же оплаченная. Надо ведь как-то зарабатывать на хлеб и тем, у кого профессия «вторая древнейшая». Но «в жизни» мы старые добрые друзья и у нас отличные отношения… И фотография Гронского и Золотоносова, мило беседующих и улыбающихся друг другу в коридоре библиотеки (или в другом варианте: Гронского, который на ходу дает указания журналисту З.), станет потом бесспорным доказательством. И фотограф наготове – этот самый ординарец…

Однако вдруг все пошло иначе, и вечер перестал быть томным. Но что я ответил Его Превосходительству, почему оно стало красным, как вареный рак, почему отскочило, как ошпаренное, почему ординарец, согласно их прежнему плану, начал зачем-то фотографировать меня, но одного, без своего командира, пока командир кричал: «Вы слышали? Будете свидетелями!» – все это я смогу объяснить читателям только после того, как полицейский дознаватель проведет проверку и примет по административному делу процессуальное решение.

.

Мобилизация цитат

Придя 18 ноября 2022 г. в здание РНБ, о выставке я знал, что называется она «Ревнители военной старины», что организовало ее АНО культурно-просветительских программ «Наш Суворов», директор которого Парфенов Юрий Сергеевич связан с условно называемой «группой суворовцев», перешедшей в РНБ вслед за Гронским из Музея А.В.Суворова. Знал также, что баннеры, составившие оформление выставки, были прикреплены к потолочным фермам, и, возможно, вследствие этого кровля, опирающаяся на фермы, деформировалась и протекла.

Наконец, было известно, что пожарная инспекция прислала 15 ноября 2022 г. на имя Гронского письмо, в котором было указано: «<…> В холле размещены баннеры. Данное оснащение размещено без согласования с пожарной охраной. Документы по огнезащитной обработке не предоставлены». После чего дана ссылка на пункт 13 Правил противопожарнрго режима, утвержденных постановлением правительства РФ от 16.09.2020 № 1479. Согласно этому пункту, «при эксплуатации объекта защиты (т.е. здания РНБ на Московском пр. – М.З.) руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования…». Последняя фраза письма: «Прошу Вас принять меры по устранению данного нарушения».

Все это я изложил в статье «Переживет ли Российская национальная библиотека присутствие в ней Гронского?», размещенной на сайте журнала «Город 812» 15 ноября 2022 г. (см. тут). Оставалось дополнить голую фактуру собственными впечатлениями от выставки как таковой.

Внизу размещены рекламные стенды, один в центре, у входа на лестницу (фото 1), два по бокам. Правый стенд (фото 2) сообщает, что в 2022 г. «научное сообщество отмечает знаменательную дату – 115-летие со дня основания Императорского русского военно-исторического общества». После чего перечислены экспонаты выставки: от первого печатного устава РВИО до материалов преемника Императорского общества – Российского военно-исторического общества (фото 3).

  • Фото 1

  • Фото 2

  • Фото 3

Правда, самих экспонатов я в новом здании обнаружить не смог, на всякий случай проверил информацию на сайте РНБ, список в разделе «Выставки» (см. тут), но не обнаружил «Ревнителей военной старины» и там. В разделе «Новости» (см. тут) тоже сведений нет. Видимо, выставка еще не открыта, только висят баннеры.

Что касается баннеров, изображающих гигантский свиток, то выглядят они помпезно, но безвкусно, и вешать их вряд ли стоило, поскольку они, прежде всего, совершенно не в стиле традиции библиотечных выставок (фото 4 – 7). Образ читается, зато не читаются надписи на баннерах, для этого их надо сфотографировать и увеличить. Написано там следующее: «115 лет Императорскому Русскому военно-историческому обществу. 10 лет Российскому военно-историческому обществу» (фото 8); «Глубокая вера в Господа и единодушное желание истинно русских людей сломить и изгнать врага из пределов России дают мне твердую уверенность спокойно взирать на будущее. Николай II Александрович» (фото 9); «“Я несу страшную ответственность перед Богом и готов дать Ему отчет ежеминутно, но пока я жив, я буду поступать убежденно, как велит мне моя совесть”. Николай II Александрович» (фото 10). На одном из боковых баннеров повторена вторая цитата (фото 11) и приведен фрагмент письма дочери Николая II из Тобольской ссылки: «Я имею всегда одну цель перед собой – благо Родины: перед этим меркнут в моих глазах мелочные чувства отдельных личностей» (фото 12).

  • Фото 4

  • Фото 5

  • Фото 6

  • Фото 7

  • Фото 8

  • Фото 9

  • Фото 10

  • Фото 11

  • Фото 12

 

К теме выставки цитаты не имеют ни малейшего отношения, поэтому возникает предположение, что где-то эти баннеры уже использовали, возможно, не один раз.  

Первая цитата взята из обращения царя к войскам 25 декабря 1915 года. Вторая цитата – из письма Николая II матери, это вырванное из контекста объяснение по поводу «смуты в Финляндии» и предпринятых царем действий, которые встретили всеобщее осуждение. Что касается третьей цитаты, то она заимствована вовсе не из письма не названной по имени дочери Николая II из Тобольской ссылки, как написано на баннере, а из письма самого царя П.А. Столыпину от 23 октября 1907 г. (например, см. тут). Причем все эти цитаты во множестве болтаются в интернете на сотнях сайтов, они внесены в списки афоризмов Николая II и давно превратились в расхожий материал.

Какое отношение цитаты имеют к 115-летию Императорского русского военно-исторического общества? Естественно, никакого, просто «нечто монархическое», использованное по принципу «кашу маслом не испортишь». Так ведь вследствие невежества и эту кашу испортили! Это, так сказать, информация к размышлению о качестве выставочной деятельности автономной некоммерческой организации культурно-просветительских программ «Наш Суворов» во главе с ее директором Парфеновым Ю.С.

Ладно, в противопожарную службу не были предоставлены документы по огнезащитной обработке баннеров, хотя невнимание к таким вопросам, как известно, чревато страшными последствиями. Но кто-то в библиотеке хотя бы цитаты проверил, прежде чем все это вывесить в здании библиотеки? А РНБ, между прочим, значится в числе тех, кто подготовил выставку, значит несет ответственность за всё. На письме Парфенова Гронскому от 11 ноября 2022 г. (см. тут) стоит резолюция самого Гронского, которого в избыточных исторических познаниях я даже не подозреваю, а также есть резолюция Н.В. Колясовой, которая просит Гронского рассмотреть просьбу Парфенова. Ну а сами баннеры Колясова посмотрела прежде, чем их начали вешать? Надписи на всякий случай проверила? А она является помощником заместителя генерального директора по библиотечной работе, «смотрящая» за новым зданием, кстати, дочь директора РНБ В.Н. Зайцева (1938 – 2010).

Весной этого года был фактически уничтожен Отдел культурных программ во главе с О.И. Кагановской, «виновной» в том, что Зуев и Гронский не узнали на портрете Юрия Лотмана, а потом, когда их поймали на этом, утверждали, что его портрет в РНБ неуместен. Теперь имеем закономерный итог кадровой политики генерального директора Гронского. Бесследно ведь ничего не проходит.

.

Новая жизнь старого «аквариума»

В статье «Российская национальная библиотека как побочный продукт цивилизации», опубликованной 11 ноября 2022 г. (см. тут) я уже кратко описал перемещения реализованные и запланированные. Реализовано перемещение пункта записи в подвал здания – туда, где находится гардероб (фото 13 – 14). Окон здесь нет, освещение искусственное. Как по месту расположения, так и по дизайну больше напоминает туалет. Решение крайне неудачное, поскольку в подвале очень душно, и в этой духоте сотрудники вынуждены находиться целый рабочий день. Естественно, обещают приточную вентиляцию, но сразу возникает вопрос: а почему только обещают, почему ее не сделали сразу, до того, как пункт начал работать?

  • Фото 13

  • Фото 14

Кстати, с вентиляцией во всех зданиях РНБ дела обстоят плохо. Но если в главном здании хотя бы открываются окна, то в новом здании нет и этого. Все окна задраены наглухо, такова конструкция, сделанная в расчете на кондиционирование, которое с 1998 года (когда здание начали эксплуатировать без официального ввода в эксплуатацию) отсутствует. Хотя прошло уже почти 25 лет.

Причем с какой целью пункт записи из вестибюля актового зала переместили в подвал, не знает никто. Решение абсурдное.

«Аквариумом» в библиотеке называли остекленный параллелепипед у тыльной стены первого этажа, в котором воздух практически отсутствовал. В подвале под этим местом находится тепловой центр первой очереди нового здания, который интенсивно нагревал пол, поскольку, как учит нас партия, теплый воздух поднимается вверх. Раньше в «аквариуме» размещался Русский журнальный фонд; теперь на этом месте собираются сделать нечто вроде reception, как в гостиницах.

Сейчас стеклянные стены аквариума демонтированы, закрыты пленкой, внутри пусто (фото 15 – 17). Официально огласить планы администрация РНБ стесняется – думаю, ввиду абсурда всей этой затеи, но по имеющимся данным, сюда хотят перенести компьютеры свободного доступа со второго (фото 18), четвертого и третьего этажа (фото 19). Поговаривают и о перемещении ответственного дежурного (фото 20). Зачем все это нужно делать, опять-таки не понимает никто, поскольку на освободившихся местах на втором, третьем и четвертом этажах ничего полезного разместить все равно нельзя. А то расположение, которое мы имеем сейчас, очень удобно, поскольку позволяет, прежде всего, избежать скученности.

  • Фото 15

  • Фото 16

  • Фото 17

  • Фото 18

  • Фото 19

  • Фото 20

При этом читатели в основном заказывают книги удаленно, со своих домашних компьютеров, а заказ журналов как в зале на первом этаже, так и на пунктах на втором и четвертом этажах производится путем подачи бумажных требований – до электронного заказа журналов РНБ еще не созрела. Поэтому представление кого-то в администрации библиотеки, будто читателю, вошедшему в РНБ, первым делом нужно сесть за компьютер, неверно и свидетельствует об элементарном незнании технологии читательской работы. В любом случае можно подняться на второй, третий или четвертый этажи на одном из четырех лифтов и сесть за компьютер там.

Некоторые полагают, что все компьютеры решили сконцентрировать в одном месте для удобства «полицейского» надзора и контроля за тем, что именно смотрят читатели, выходя в интернет. Не смотрят ли они там что-нибудь запретное… Мои версии попроще: так имитируется некое «развитие» библиотеки взамен реального. Не исключено также, что есть замысел платного пользования компьютерами, скажем, платного выхода в интернет, для чего компьютеры нужно заключить в замкнутое помещение.

Некоторое представление о том, что там собираются сделать, дает «Извещение об электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по перепланировке и оформлению зоны посетителей в помещении РНБ», к которому приложено Техническое задание (см. Приложение 1).

Начальная (максимальная) цена контракта – 4 600 565 руб., срок подведения итогов аукциона – 16 ноября 2022 г., срок окончания работ – 16 декабря 2022 г. Согласно Единой информационной системе в сфере закупок (см. тут), определение поставщика завершено 15 ноября 2022 г. Кто этот поставщик, пока скрывается.

Если судить по разделу строительно-монтажных работ, где в первых трех пунктах указан монтаж фундаментальных перегородок (из гипсокартонных листов с одинарным металлическим каркасом и двуслойной обшивкой с обеих сторон),

а в пункте 12 указана окраска потолков на площади около 400 кв. м,

можно предположить, что на первом этаже нового здания сохранится замкнутый параллелепипед, т.е. закрытый со всех сторон «домик», внутри которого будут выделены «комнаты», отделенные одна от другой внутренними перегородками высотой 180 см. В «домике» предусмотрены металлические дверные блоки, подвесной решетчатый потолок (см. Приложение 2). Естественно, запланирована вентиляция и кондиционирование (пункты 18 – 34), однако я не верю, что они будут функционировать. Также в спецификации записаны шесть профессиональных камер видеонаблюдения (пункты 36 – 37), охватывающие все 400 кв. м площади «домика», а в дополнение к ним видеомагнитофон. Просматриваться тут будет каждый сантиметр. Интересно, с какой целью? Все вместе это похоже на симптомы безумия: внутри нового здания РНБ, где пустуют огромные читальные залы, придумали зачем-то построить «домик»-душегубку площадью 400 кв. м со стенами и крышей. Причем назвать этот «домик» решили «зоной посетителей в помещении РНБ», что является заведомой глупостью, поскольку зоной посетителей является все новое здание со всеми читальными залами и галереями – за исключением служебных помещений, а не эти жалкие 400 кв. м, где будет нечем дышать.

Вывод по имеющимся данным о зоне посетителей в помещении РНБ может быть только один: зря будут потрачены 4,6 млн. руб., при этом читателям создадут существенные неудобства по сравнению с теми условиями, которые существуют сейчас.

Боже, если ты есть, спаси библиотеку!

.

Подведение итогов

Прошел слух, что к 70-летию Гронского (31 декабря 2022 г.) его собираются наградить за блестящие результаты в руководстве Российской национальной библиотекой. В связи с этим хочу познакомить читателей журнала с документом, который подводит итог деятельности Гронского за те два года, что он занимает должность генерального директора. Это обращение к президенту РФ (см. Приложение 3). Комментировать его необходимости нет.

Михаил Золотоносов

Приложение 1

  • Кликните на документ, чтобы открыть его полностью

Приложение 2

  • Кликните на документ, чтобы открыть его полностью

Приложение 3

  • Кликните на документ, чтобы открыть его полностью