Почему за оплату электричества Сбербанк берет комиссионные

Все привыкли к тому, что с 1 января внезапно возникают неприятные новшества, так или иначе связанные с ростом цен, тарифов и т.п. Не остался в стороне от традиции и ЗАО «Петроэлектросбыт», занятое сбором денег за потребленную электроэнергию с физических лиц. Когда 8 января отделения Сбербанка открылись, то оказалось, что теперь договора между Сбербанком и «Петроэлектросбытом» нет, и за то, чтобы заплатить в Сбербанке за электричество, надо платить комиссионный сбор.

Развод и девичья фамилия

Согласно письму от 31.12.2009 № 02-00-16/7243 директора Управления вкладов и расчетов населения Сбербанка Е. И. Рысеева, начиная с 1 января 2010 г. прием платежей для “Петроэлектросбыта” (ПЭС) производится на следующих основаниях: при платеже до 1000 руб. сбор составляет 30 руб., а свыше 1000 руб. – 3% от суммы платежа, но не более 2000 руб.

При работе с терминалом, который Рысеев именует “устройством самообслуживания”, сбор составляет 10 руб. при сумме платежа до 333 руб. 33 коп., а свыше этой величины – 3% от суммы платежа, но опять же не более 2000 руб. Кстати, чтобы воспользоваться в отделении Сбербанка “устройством самообслуживания”, надо написать заявление и через 14 дней получить банковскую карточку – для самой дешевой годовое обслуживание составляет 300 руб. Иными словами, при ежемесячной оплате за электроэнергию через терминалы Сбербанка “налог” составит 420 руб. в год или 35 руб. ежемесячно.

Далее оказалось, что во всех почтовых отделениях Петербурга стоят терминалы, через которые почему-то можно заплатить за все, что угодно, кроме электричества.

К слову сказать, теперь во многих местах стоят терминалы для оплаты, однако далеко не везде указано, какой процент комиссионных и т.д. Вообще иногда нет уверенности, что деньги, заправленные в этот терминал, дойдут по назначению, а не в карман какого-нибудь Тельмана Мордановича.

Постепенно ситуация обрисовалась определенно: чтобы заплатить за электричество без дополнительных комиссионных сборов, надо ехать в отделение “Петроэлектросбыта”. При этом в Петербурге 537 филиалов Сбербанка и 70 отделений ПЭС. И если раньше мест оплаты было 537 + 70, то теперь в 8,7 раза меньше.

Мне, например, в отделение ПЭС надо ехать на трамвае, проезд туда и обратно составляет 38 руб., это “транспортный налог” за возможность заплатить за электричество. Отделение Сбербанка находится у меня рядом с домом. Когда-то рядом с домом было и отделение ПЭС, но они в целях экономии в один прекрасный момент сократили число своих приемных пунктов.

Кто сказал “мяу”?

Чтобы выяснить, кто явился инициатором акции, я обратился в обе организации. Сразу выяснилось, что инициатором выступил “Петроэлектросбыт”. Вот ответ Алексея Плазовского, советника генерального директора ЗАО “Петроэлектросбыт” от 11.01.2010:

“Действительно, заплатить за электроэнергию теперь можно в Сбербанке на таких же основаниях, как и внести другие платежи. “Особых условий” для электричества теперь нет, так как нет теперь договора со Сбербанком. Эти взаимоотношения оказались чрезвычайно невыгодны ПЭСу. Ведь Сбербанк получал 1% агентского вознаграждения, что выливалось в огромную сумму – порядка 1 млн руб. В связи с ростом инфляции ПЭС не может себе позволить такую роскошь.

Ваши рассуждения насчет того, что ПЭС пытается “загнать” народ в свои центры, также лишены оснований. Недаром ПЭС развивает терминалы, которые позволяют произвести оплату ком. услуг и электричества без всяких очередей. Кроме того, Вам наверняка известно, что ПЭС развивает систему биллинга, которая и вовсе избавляет абонентов от необходимости общаться с контролерами, исключает возможность ошибок и, таким образом, делает оплату электричества наиболее комфортной. Биллинг основан на использовании автоматических систем учета расхода электричества. Кстати, Сбербанк отказывался принимать наши счета, созданные новой системой биллинга, что создавало неудобства для клиентов… Доказательством того, что ПЭС старается во всем идти навстречу горожанам, является и то, что центры работали и в праздничные дни”.

Ответ нужно прокомментировать. Во-первых, трудно поверить в то, что для ПЭСа 1 млн руб. в год – огромная сумма. Во-вторых, упомянутые г-ном советником терминалы, систему которых ПЭС развивает, пока сводятся к устройствам, которые установлены все в тех же отделениях ПЭСа и только там. В других местах мне их обнаружить не удалось. То есть все равно в отделение ПЭС надо прийти, после чего заплатить либо оператору, либо через терминал. Кстати, терминал сдачу не дает, и все, что превышает требуемую для оплаты сумму, является безвозмездным авансированием ПЭС со стороны потребителя на месяц.

В-третьих, упомянутый г-ном Плазовским биллинг не имеет отношения к оплате счетов. Потому что биллинг – это система дистанционного съема информации с приборов учета электроэнергии (счетчиков), установленных в квартирах потребителей. То есть имеются в виду телеметрические устройства, которые без контролеров все время опрашивают состояние счетчика в квартире, потом формируют счет и высылают его потребителю. Главное тут – что клиент не сам заполняет квитанцию, а за него это делает “Петроэлетросбыт”. После этого счет все равно надо где-то оплачивать. Биллинг – следствие недоверия потребителям, в отношении которых ПЭС все время гложат подозрения, что потребители обманывают бедный ПЭС.

По поводу биллинга интереснее другой вопрос: за чей счет новые счетчики, приспособленные к телеметрии, будут устанавливать? Сейчас, в порядке эксперимента, их ставит ПЭС, потом планируется, что потребители станут их покупать сами, но зачем – для потребителя смысла в биллинге нет ни малейшего!

В-четвертых, в комментировании нуждается фраза: “Ваши рассуждения насчет того, что ПЭС пытается “загнать” народ в свои центры, также лишены оснований”. Советник Плазовский имел в виду наш телефонный разговор, в котором я сразу высказал свою точку зрения: расторжение договора ПЭС со Сбербанком – это очередной этап монополизации сбора денег самим “Петроэлектросбытом”. И напомнил этапы. Еще в 1990-е гг. ПЭС монополизировал выдачу квитанций – чтобы получать их можно было только в 18 отделениях ПЭСа (даже не во всех 70!). Потом обязал всех, кто имеет льготы, платить исключительно в отделениях ПЭСа. И вот третий этап: сделать так, чтобы платить за электричество в любых иных местах, кроме ПЭСа, было бы невыгодно. Тем более что с 1 января произошло повышение тарифа. К тому же у многих ТСЖ есть договоры с ПЭС на прием жилищно-коммунальных платежей, в ПЭС можно заплатить и за телефон, поэтому возникает перспектива: пользуясь фактически монополией на оплату электроэнергии без добавочных “налогов”, перехватить у Сбербанка клиентов, которые привыкли там платить “за квартиру”, а следовательно отобрать у Сбербанка и соответствующие комиссионные.

Отсюда, видимо, и расторгнутый договор “Петроэлектросбыта” со Сбербанком.

И Греф на коне

Другой аспект проблемы – поведение руководства Сбербанка. Здесь тоже не растерялись. С ПЭСа по договору брали 1%, а с частных лиц – почему-то больше. Допустим, за электричество надо заплатить небольшую сумму – 150 руб. Сбербанк берет 180, т.е. комиссионный сбор составляет 20%. И это опять же понятно – в условиях инфляции и кризиса приходится экономить и тяжелым трудом добывать каждую копейку. Вот и на новогодний корпоратив Сбербанка деньги нужны.

Зато глава Сбербанка Герман Греф к гостям выехал на белом коне в костюме гусара, перед этим ему пришлось брать уроки верховой езды… “В прошлый раз у нас было ледовое шоу, все выходили на коньках. На этот раз, в год Тигра, организаторы придумали цирк”, – сообщил один из участников мероприятия. Каждый высокопоставленный сотрудник банка выбрал себе цирковое амплуа и прошел соответствующую подготовку. Мероприятие прошло в “Форум-Холле”, который может принять около 2000 гостей. Там была оборудована настоящая цирковая арена. Кроме аренды зала и его оборудования банку пришлось потратиться на аренду цирковых животных и реквизита, а также на обучение цирковому мастерству.

Как Новый год встретишь – на коне – так его весь и проведешь.

Михаил Золотоносов