25 лет спустя. Стал ли Петербург лучше за четверть века?

Есть такой эпизод в сериале «Твин Пикс». Лора Палмер в красной комнате говорит Дейлу Куперу: «Увидимся через 25 лет».

.

  • «Твин Пикс», Лора Палмер в красной комнате

В августе, скорее всего, исполнится 25 лет моему пребыванию в Санкт-Петербурге.

Представил на секунду Петербург Твин Пиксом, а себя – зрителем нового эпизода сериала. Как будто не знаю, что происходило всё это время. Не видел, проспал – мало ли. Вот картинка – 25 лет назад, а вот картинка – сейчас. Итак, чего не хватает, что нового, что осталось?

Понятное дело, некоторые люди уже умерли. Грустно, но неизбежно.

Архитектура в целом сохранилась, есть новые постройки, люди спорят – но вроде так и должно быть. Нельзя сказать, что стало лучше, но и сильно хуже – тоже вроде бы нет.

Нет MTV. Зато есть Интернет на сегодняшнем уровне. И это даже лучше, чем MTV. А если ещё не знать, что запрещённые соцсети совсем недавно не были запрещёнными и что не надо было включать VPN…

“Зенит” постоянно выигрывает. Как “Спартак” 25 лет назад. Почему-то нет выхода в еврокубки – а это ж самое интересное. Но будем считать, у меня нет отвращения к нынешнему “Зениту” и российскому футболу в целом – поэтому ощущения хотя бы двоякие.

Я не езжу в Финляндию и Швецию – ну так и 25 лет назад не ездил.

Артисты и спортсмены из-за рубежа тоже не приезжают – ну так а 25 лет назад сильно приезжали? А, да, “Зенит” с кем-то в Кубке УЕФА играл, сейчас в России всех рвёт – а еврокубков нет. Парадокс. Кубка УЕФА, кстати, больше нет. Есть какие-то Лига Европы с Лигой Конференций.

Звучит всё та же музыка! Новый альбом Metallica, новый альбом Depeche Mode, в деле The Offspring и Red Hot Chili Peppers…

Есть, конечно, рокеры пошустрее, более скороспелые. Godsmack в 98-м на MTV не припомню. Говорят, в 2000-м прорвались. В 23-м – прощальный, по некоторым сведениям, альбом. Огонь, кстати!

И даже дедушка Игги Поп всё ещё задаёт жару!

В Петербурге – П.Т.В.П., Woodscream и т.д. Говорят, недавно ещё регулярные концерты Телевизора были, а около года назад Михаил Борзыкин за границу уехал.

Вот где чудо, так это у поэтов. Как выросла петербургская поэтическая сцена за 25 лет! Турниры, конкурсы, слэмы, баттлы, открытые микрофоны. Каждый день. В ассортименте. Такого в 90-е точно не было.

И главное. Сейчас я вижу, какие в Петербурге прекрасные люди. В 98-м я ещё не мог этого оценить. Да, говорят теперь многие уехали – но оставшиеся делают всё, чтобы Петербург был жив.

В целом, получается, стало лучше. И подумать об этом весьма отрадно, когда мир вокруг столь тревожен, когда совершенно непонятно, «что же будет с родиной и с нами».

Святослав Белковский

На заставке: 1998 год. Петербург, Английский проспект