Впервые я услышал «Рондо» Пёрселла из сюиты «Абдельазер, или Месть Мавра» на коротких волнах. Эта музыка раздавалась в нашей квартире из радиоприёмника «Эстония – 006» всякий раз, когда отец ловил Би-Би-Си (или «Голос Америки?»), и мы поглощали, стараясь ничего не упустить, очередной выпуск радиоцикла “Красный царь”, рассказывавшего о И.В. Сталине…
Фабула «Абдельазера», в которой угадываются аллюзии на «Гамлета», столь же трагична, сколь и старинный шекспировский вымысел, и новейшая российская реальность.
Абдельазер – плененный Мавр, живущий при дворе короля Испании Филиппа, жаждет мести: отец Абдельазера был убит Филиппом в сражении.
Коварный Абдельазер становится любовником королевы. Вместе они отравляют короля Филиппа, а также убивают наследника трона принца Фердинанда.
Абдельазер и королева пытаются умертвить второго наследника короны – принца Филиппа. Но благородный мавр Осмин предупреждает принца…
Абдельазер совершает ещё несколько гнусных поступков: предает Королеву и приказывает ее убить, после чего пытается сперва обольстить, а потом изнасиловать принцессу Леонору, которую спасает все тот же Осмин.
Как и в «Гамлете», и в российской истории, до «хэппи-энда» не доживают не только негодяи, но и пошедшие у них на роковом поводу: Абдельазер с помощью Осмина взят в плен и убит. Филипп, законный наследник, восходит на трон. Но его отец и мать – погибли…
Пьесу в 1676 году написала Афра Бен – первая профессиональная английская писательница и драматург, разрабатывавшая галантно-эротические сюжеты, бисексуалка и секретный агент короля Карла II в Нидерландах.
Ее жизнь также была непроста: Афра Бен успела побывать и в Африке на сахарных плантациях, где много общалась с чернокожими рабами и впоследствии романтизировала их образы, и в долговой тюрьме…
В 1695 году, в последний год своей жизни, Генри Пёрселл сочинил музыку к пьесе, ставшую одним из самых известных его произведений…
Но вернемся в нашу минималистскую хрущевку, в 1970-е… Тревожно-величественный Пёрселл звучал в начале и конце каждого выпуска цикла «Красный царь»… С тех пор эта магическая музыка стала частью моего музыкально-политического кода, если так можно сказать.
Сегодня вспомнил об этом и, начал искать на Ютубе «Рондо» Пёрселла. И нашёл очень хорошее исполнение – запись выступления Симфонического оркестра Донецкого музыкального колледжа им. С.С. Прокофьева, дирижер – Сергей Кравченко. Небольшой, вероятно, училищный зал. 2017 год…
Думаю, музыканты Донецка, к тому времени уже третий год находившегося в центре беспросветного военного противостояния, выбрали эту композицию не случайно…
«Пёрселловский» музыкально-политический код осложнился для меня новыми трагическими коннотациями…
Даниил Коцюбинский