Русский музей показывает персоналию Ивана Годлевского (1908-1998) – отечественного сезаниста, маркиста, матиссовца, последователя всего, что находилось далеко от соцреализма, который плотным кольцом окружал художника.
Его творческая биография делится на три разные про продолжительности, но одинаково важные части. Первая – учеба в Академии художеств у «бубнововалетовца» Александра Осьмеркина.
В РГАЛИ хранится письмо Годлевского Осьмеркину от 28 мая 1938 года: «Сегодня утром я узнал, что в мастерскую к Вам не зачислен…Я знаю, что Вы не нашли в моих работах достаточно коллористических данных и вкуса, т.е. не нашли во мне достаточно хорошего материала для обработки, хотя сомневаюсь в том, что Вы можете так ограниченно понимать материал, из которого состоит художник…
У Вас я вижу утонченность, чуткость и культурность, чего недостает именно мне. Учиться у таких провинциалов, как Петров, Бродский или Френц, я считаю для себя бесполезным, т.к. приобретения ремесленных навыков без настоящей художественной культуры – это занятие циркача, а не художника.»
Далее Годлевский просит Осьмеркина принять его в мастерскую. Просьба была исполнена.
Вторая часть творческой биографии – окончание Академии художеств в 1949 году, где уже не работал опальный Осьмеркин, затем работа завкафедрой живописи в Мухинском училище, председательство в секции живописи ЛОСХ. Скромные картины о полевых работах, радостных крестьянках и зимней деревне.
В оттепельном 1956-м художник покидает все посты и уходит в свободное плавание. Тогда и начинается тот художник, который показан сейчас.
.
Выбор «Города 812»
«На Волхове» (1967).
.
«Цветущий миндаль» (1959).
.
«Великий мечтатель» (1980-1990).
В.Ш.