Архитектон: через тернии от моветона

Сегодня вечером закрывается петербургский архитектурный фестиваль “Архитектон”. Впервые проходивший в ЦВЗ  “Манеж”.  За несколько дней его работы  организаторы  пытались доказать, что “Архитектон” это настоящий профессиональный фестиваль архитектурного сообщества 6 миллионного города с выходом  экспозиции к публике , то есть в город.

С ясной кураторской идеей которую в этот раз создали Георгий Снежкин и Лиза Савина, а также архитекторы Сергей Падалко и Антон Головин. C массой инсталляций и профессиональных музейных реликвий, среди которых готовальни и рисунки к проектам признанных мастеров. С  объявлением победителей на открытии. Словом, очевидно равнение линейных налево, то есть на венецианскую архитектурную биеннале, с ее основными экспозиционными принципами. И как  говорил Дональд Трамп: Разве это плохо? Наоборот, это очень хорошо.Но так было далеко не всегда.

.

Один за всех

Вот, например, что за профессиональное сокровище висело на инфостенде в Союзе архитекторов еще  в недалеком 2017 году. Среди прочего читаем: “В случае выявления среди участников хотя бы одного члена союза, не уплатившего взносы, весь коллектив не будет рассматриваться жюри”.

В случае выявления. Вот как. Лучшие традиции культурной столицы.

Тихий шелест  страниц постановления о журналах “Звезда” и “Ленинград” доносился из-за кулис Петербургского Союза архитекторов. А ведь на дворе уже был 2017 год.

Надо сказать, что это не единственная авторская  лакмусовая бумажка от  фестиваля “Архитектон”. Помнится, по  одной из идей его руководства, для того , чтобы попасть на всероссийский фестиваль “Зодчество”, также надо было изначально пройти через “Архитектон”. Что , как вы понимаете, означало неизбежную и вполне изысканную фильтрацию . Также, проходившую зачастую, в лучших традициях жанра упомянутого постановления. Ну и полного собрания Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, чтобы два раза не вставать.

Надо сказать, что после 2019-го года этот, казалось  бы, уже совершенно руинный фестиваль не проходил. Многие уже и забыли о нем, как о позапрошлогоднем снеге.

.

 Шалаш зашевелился

И вот – вдруг – в этом году шалаш зашевелился. Аккурат к 100-летию самого “Архитектона” Казимира Малевича, в честь которого назван фестиваль.

Руководство питерского Союза архитекторов на последней петербургской арх-биеннале в Этнографическом музее неожиданно сообщило, что ждёт  аргументированной критики и здоровых предложений по организации как петербургской архитектурной биеннале, так и  фестиваля. Разве это так обязательно? А зачем? Разве не прекрасно, когда один и тот же архитектор каждый год  получает очередной диплом из рук другого? И наоборот.  А потом вешает диплом никому из широкой публики неизвестного и неинтересного  фестиваля у себя на сайте и стене и в мастерской.

Когда на сайте Союза,  вместо объявлений о проф. конкурсах и новостях, как это вроде как принято в приличных архитектурных общественных организации, в спокойствии чинном , на главной странице висит правоустанавливающая информация об объединении архитектурных мастерских (ОАМ). Из которой ясно, куда должны обращаться мало- мальски понимающие заказчики,  чтобы получить необходимые согласования для своих замечательных строительных начинаний. Ну, а они-то, как вы понимаете, в основном и были преимущественно обладателями высоких наград.

Но вот в 2022 м даже на осторожном Archi.ru выходит статья Алены Кузнецовой с теми самыми наилучшими пожеланиями про  необходимость кураторов и идей для фестиваля и биеннале.

.

Если не как на Aрх-Венеции, то хотелось бы как на Арх-Москве

И руководство Союза, вероятно, задумывается, что, оказывается , можно организовать фестивально-биенальную жизнь и по-другому. Конечно, не как на Арх-Венеции. Но, хотя бы, как на Арх-Москве.

Надо сказать, что в этот раз многое на “Архитектоне” получилось. Конечно, еще живо эхо от отсутствия выставочных событий в пандемию и  невозможность для многих выехать на европейские выставки. Поэтому интерес к Манежу  возрос.  Впрочем, думаю, проведи такой фестиваль лет пять назад, публики было б не меньше.

Осталось только шорт-лист фестиваля привести хотя бы  к минимальным качественным показателям хотя бы Арх-Москвы. А вот с этим вопросы.

В списках лауреатов, как всегда, знакомые  по любому из “Архитектонов” имена.

  • Проекты-победители “Архитектона”: “Игора. Времена года” от Rhizome, Музейный комплекс в городе Выкса от “Студии 44”, “Вилла Петергоф” от Архитектурной мастерской Головин и Шретер, жилой комплекс Warmstone от Mayak Architects

Актуальных градостроительных вопросов как, например, что стало с идеей парка на Тучковом буяне, или – как нам дальше жить с мегагеттомуравейниками (как,  скажем,  с тем, что красуется на  радость жителям и гостям миллионного Невского района на  Русановской улице), разумеется , дискуссия фестиваля не рассматривала.

.

Молодым иногда и у нас арх-дорога

Но зато – сюрприз-сюрприз! – в этом году  руководство традиционного конкурса решило изменить традиции и дать порезвиться молодежи.Так, часть призов в этом году распределяет молодежная редакция  архитектурного журнала “Локус”. Их возраст небывало юн для традиций СПОСА. А результат  не заставил себя ждать.

  • Проекты-финалисты премии “Локус”

Посмотрите на  шорт-лист “Локуса” . Он куда жизне- и конкурентоспособнее шорт-листа основного проф. жюри. В нем победили действительно интересные и неожиданные проекты. Там есть и малые формы и  частные дома, которые на любой  приличной архитектурной премии соседствуют с крупными постройками.

Чего нет ни в профессиональном, ни в молодежном шорт-листе, так это знаковых ландшафтных проектов.А их и не может быть, так как место для премий  несостоявшегося проекта парка на Тучковом буяне никто не займет. И это уже одна из составляющих частей градостроительной  жизни города на ближайшие годы.

Разумеется, в отличие от Арх Москвы нет и новых проектов петербургского метрополитена. Впрочем, об этом недавно писал “Город”, что уж тут еще объяснять.

.

Общим видом овладели, теперь подробности не стоит упускать

В самом деле, идея использования “Манежа” для проведения фестиваля понятна и уже давным-давно  могла быть реализована. Она отсылает и  к “Зодчеству”, который также проходит в “Манеже”, только московском.

Понятна (и также давным-давно могла бы быть) и разнообразная качественная кураторская политика на фестивале,которую сейчас осуществляют молодые кураторы. Это уже было на “Зодчестве”  лет 10 назад ,  когда выставку достижений строительно-проектировочного хозяйства, которым являлся тогда этот  фестиваль, сменила  вполне отчетливая кураторская архитектурная идея. И, заметьте, каждый год новая.

А в Венеции  эта  метаморфоза с каждый раз новыми кураторскими девизами  при открытии архитектурной секции арт-биеннале в 1984-м  году была заложена изначально в  доктрину международного фестиваля. Сейчас наконец-то “Архитектон” овладел общим видом современного устройства архитектурной биеннале. Но, как писал Жванецкий: общим видом овладели,теперь подробности не стоит упускать.

Слово “Инсталляция” для петербургского ‘Архитектона” также  абсолютно новое. Как и выход  фестивальных инсталляций на  городскую приманежную территорию. Но уже вряд ли без него получится следующий “Архитектон”.

Что ж, получается в Манеже нынче изобрели петербургский  архитектурный велосипед? Похоже, на то. Непонятно только, что мешало это сделать пару (десятков) лет назад, вместо выявления  и не допущения в авторских коллективах хотя бы одного члена, не уплатившего  взносы в профсоюз.

Алексей Шолохов