Фарфоровая пионерка Азербайджана для Артека. Показывают в Эрмитаже

Зачем идти в Эрмитаж смотреть выставку «Путешествие в страну детства. Советский и современный фарфор»? 180 детских фигурок, произведенных художниками и мастерами Ленинградского фарфорового завода (ЛФЗ) – в основном в 1930-е -1960-е годы небольшими тиражами, интересны тем, что ими занимались успешные художники своего времени. Среди них – Александра Щекотихина-Потоцкая, Алексей Пахомов, Юрий Васнецов. Их интересно рассматривать фанатам фарфоровой пластики, но не они – главное.

В центре фарфорового проекта – скульптора «Девочка-пионерка Азербайджана», созданная в 1940 году по модели художницы Пелагеи Шуриги, скульптором-формовщиком Павлом Шмаковым.

Это все что сохранилось от большого госзаказа, который ЛФЗ выполнял для Артека. Тогда всесоюзному пионерскому лагерю исполнилось 15 лет и одну из аллей на берегу Черного моря решили украсить серий из 11 фарфоровых изображений «Дети народных республик». Их создавали разные художники, Пелагее Шуриге – досталась азербайджанка.

Все фигуры с надглазурной росписью были изготовлены в единственном экземпляре и отправлены в Артек.  Все погибли в годы Великой Отечественной войны.

Что же мы видим в Эрмитаже? Секрет раскрыла Наталья Щетинина, куратор выставки. Фигуры создавались в натуральную, как принято говорить у скульпторов, величину. Так, высота пионерка Азербайджана составляла 142 см.  Этот размер находится на пределе возможностей обжига без потери задуманной скульптором формы.

В процессе обжига скульптуру Шуриги «повело», возникли мелкие дефекты (сейчас они заделаны реставраторами). Мастер повторила всю работу, и она отправилась в Артек.  Неудавшуюся скульптуру не стали расписывать, но и не стали уничтожать. Она сохранилась в музее ЛФЗ, собрание которого в 2002 году поступило в Эрмитаж.

Позже Шурига создала уменьшенную (высота – 28 см) модель азербайджанской девочки для массового производства. Елизавета Лупанова и Алексей Воробьевский сделали несколько вариантов росписи. На выставке показан тот, что выполнен художницей Елизаветой Лупановой.

Что касается массовости, то с нею сложнее. Выпуск фигурок начался весной 1941 года и вряд ли продолжался долго. Поэтому представленная на выставке фигура считается редкой.  Послевоенные повторения, которые могли быть, специалистам по истории советского фарфора неизвестны.

Борис Вадимов


Теги: