Натюрморт с дичью. Зачем смотреть Снейдерса в Эрмитаже

Главный российский музей открыл свою главную выставку 2024 года. Ее полное название – «Ars Vevendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века». Это проект о сравнительно короткой (менее ста лет) вспышке европейского искусства, которая породила десятки первоклассных мастеров.

Они сделали изображение «мертвой натуры» живым многообразным занятием, которое уже 400 лет интересует самую разнообразную публику.

Снейдерс (1579 – 1657), его соратники и последователи и ориентировались как на римских пап и королевские дворцы, так и на нарождавшуюся буржуазию и богатевших ремесленников.

Натюрморт с изображением обилия битой дичи (для усиления впечатления охраняемой поварами и терзаемой собаками и кошками), экзотических для Северной Европы фруктов, немецкой серебряной посуды, китайского фарфора, фламандских ковров и кружев стал символом достатка в настоящем и преуспевания в будущем. Сначала это были мощные полотна, в финале века фламандского натюрморта – небольшие картины с тщательно прописанными мелкими деталями.

Проект не затронул зал № 245. Знаменитые «Лавки» Снейдерса остались на своих местах.

На выставке представлены семьдесят картин тридцати художников, сорок пять полотен – из собрания Эрмитажа, пятнадцать — из ГМИИ им. Пушкина, одно – из Музея Академии художеств и еще несколько — из частных коллекций.

Музей предложил создание дизайна выставки театральным художникам Эмилю Капелюшу и Юрию Сучкову. Они построили  в Аванзале Зимнего дворца «эпиграф» – большие полотна с обилием ботаники, окружающей мифологических персонажей. Например, на картине «Статуя Цереры» Питер Пауль Рубенс изобразил скульптуру и архитектуру, Снейдерс – гирлянды плодов.

Пространство Николаевского зала – главного в Зимнем дворце – поделено на три части: «кабинет коллекционера» – «городская улица» – «мастерская художника». В кабинете – малоформатные натюрморты, на улице – та самая битая дичь и повара, в мастерской – несколько изящных изображений цветов.

Такой дизайн требует от зрителя одного принципиального, но труднодостижимого условия, – он не должен торопиться, а внимательно рассматривать картину за картиной, перемежаемых произведениями декоративного искусства, «сошедшими» с полотен.

Чаще музеи используют иной принцип: выделяя в пространстве, светом, этикетажем шедевры и ставя на второй план все остальное.

Оба подхода имеют полное право на существование. Важно постоянно использовать тот и другой.

.

Выбор Города 812

Абрахам ван Дипенбек, Питер Буль. Эскиз для шпалеры «Охотничьи трофеи».  Середина XVII века. Эрмитаж.

Это более 60 бумажных листов, наклеенных на холст. Эскиз чудом сохранился, обычно их уничтожали.

.

Пауль до Вос. «Собаки с головой быка». Середина XVII века. Эрмитаж.

Картина экспонируется впервые.

.

Франс Снейдерс. «Натюрморт с лебедем». 1640-е годы. ГМИИ им. Пушкина.

Белая птица не могла проходить по разряду битой дичи. Может, это душа.

.

Франс Снейдерс. «Бой петуха с индюком». 1620-е – 1640-е годы.

Душу художник вложил в изображение перьев. Эрмитаж

.

Пауль де Вос, Якоб Йорданс. «Повар у стола с дичью» 1640-1645 годы. Эрмитаж.

Радость изобилия. Человека изобразил Йорданс, все остальное – де Вос, шурин Снейдерса.

.

Ян Фейт. «Натюрморт с цветами, фруктами и попугаем». 1650-е годы. Одна из лучших работ лучшего ученика Снайдерса. Увядание имеет аллегорический смысл. Эрмитаж.

.

Корнелис де Хэм. «Натюрморт с кубком». 1670-е. ГМИИ им. Пушкина.

Обратите внимание на капли влаги на винограде.

Йорис ван Сон. «Натюрморт с корзиной фруктов, позолоченным кубком, бокалом-румером, ветчиной, пирогом, крабом и лимоном на столе». 1650-е годы. Собрание Валерии и Константина Мауергауз.

Приятного аппетита!

Выставка открыта по 8 сентября

Борис Вадимов


Теги: